Светлана Мишукова
Организация работы с одаренными детьми в детском саду
▼ Скачать
Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальные неповторимые личности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таковых) в том или ином виде деятельности.
Публикация «Организация работы с одаренными детьми в детском саду» размещена в разделах
Дошкольный возраст является самым восприимчивым периодом для развития способностей. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, которые, по их мнению, выражают их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Вся работа по развитию одарённости детей в нашей группе ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольников, развитие их склонностей, способностей, а также коррекцию возникающих проблем.
Чтобы судить об одаренности ребёнка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения состоит в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
В диагностике используем естественный эксперимент, когда организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может не знать, что за ним специально наблюдают. Кроме того, применяется нами и включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.
В процессе наблюдений и экспериментов мы выбираем факты, которые могут свидетельствовать об одарённости ребенка в какой-либо области. В результате, в конце учебного года заполняется анкета, где выделяются, на наш взгляд одарённые дети, отмечаются их особенности поведения и взаимоотношения со сверстниками, а также трудности, возникающие в связи с взаимодействием с этими детьми.
Одарённые дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей. Ведущей деятельностью одарённых детей, также, как и обычных, продолжает оставаться игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме. Воспитательно - образовательная работа с одарёнными детьми имеет характерные сложности, в которых значительную роль играют опережающее развитие и нетрадиционный взгляд на мир.
С целью активизации и дальнейшего развития способностей одарённых детей, в план организованной образовательной деятельности включаем темы с усложнением материала, с дополнительной информацией для индивидуального или подгруппового воздействия. Предоставляем одарённым детям возможность самостоятельной проработки изучаемого материала (исследовательская и проектная деятельность) и дальнейшей её демонстрации остальным детям, что попутно становится дополнительным стимулом для проявления познавательной активности остальных детей. В исследовательской деятельности развиваются оригинальность и самостоятельность мышления детей, формируется устойчивость интересов в какой-либо области, складываются детские коллективы «по интересам».
При изучении нового материала всегда опираемся на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого создаем проблемные ситуации, которые способны вызвать заинтересованность и познавательную активность. Детям предлагаем задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.
Подобные методы и способы преподнесения знаний, имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.
Для того чтобы полностью заставить работать тот интеллектуальный потенциал, которым обладают одарённые дети мы к используемым развивающим играм добавляем усложнённые варианты.
Особое внимание уделяем развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.) Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.
В своей работе с талантливыми детьми учитываем так же их личностные особенности, ведь они часто испытывают трудности, связанные с организацией собственной жизни, и в частности жизни в социуме, в коллективе.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
При организации работы с одарёнными детьми главное помнить 3 правила:
• Помоги, но не навреди.
• Заинтересуй, но не настаивай.
• Учитывай индивидуальность.
Семья одаренного ребенка имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме.
Даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому, мы уделяем особое внимание семье, помогаем родителям найти пути решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Формы работы с родителями одарённых детей : беседы, семинары, семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные и подгрупповые консультации, деловые игры.
Основная тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.
Литература:
1. Богоявленская Д. Б, Шадриков В. Д. «Рабочая концепция одаренности». – М., 2002.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. Н. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Кн. для воспитателя дет. сада – Москва: «Просвещение», 1989.
3. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.