наталья ваулина
Организация прогулок в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Цели, задачи, виды прогулок
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки :
оказывать закаливающее воздействие на организм ребёнка в естественных условиях;
способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
оптимизировать двигательную активность детей;
Публикация «Организация прогулок в ДОО» размещена в разделах
способствовать развитию детей по образовательным областям: познавательному развитию, речевому развитию, художественно – эстетическому развитию, социально – коммуникативному развитию, физическому развитию.
Виды прогулки (по месту проведения) :
на участке Детского сада;
пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
в функциональных помещениях Детского сада.
Виды прогулок по содержанию :
традиционная;
тематическая;
целевая;
экскурсия;
поход, пеший переход.
Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка
Детского сада для проведения прогулок
Оборудование и санитарное состояние Детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с игровым оборудованием.
Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателей, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории.
При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.
Полив территории проводится утром до приёма детей.
У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.
Требования безопасности при организации прогулок
на участке Детского сада
Перед выходом детей на прогулку воспитатели осматривают территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий и доводит его до сведения воспитателей, медицинского работника.
Перед выходом на прогулку работники Детского сада, занятые одеванием детей должны контролировать, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатели должны немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатели следят, чтобы дети не уходили за пределы участка Детского сада. В случае самовольного ухода ребёнка немедленно сообщать о случившемся заведующему, который организует поиски ребёнка, ставит в известность департамент образования, полицию, родителей (законных представителей) в соответствии со схемой оповещения.
В процессе прогулки воспитатели должны обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
При выборе игр воспитатели должны учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Запрещается:
Оставлять детей одних, без присмотра работников Детского сада;
Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребёнком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей (законных представителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребёнка в отделение скорой помощи.
Требования к подготовке и возвращению с прогулки
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
воспитатель выводит в приёмную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приёмную;
воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
в помощь при одевании каждой подгруппы раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала Детского сада;
детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: сначала дети надевают колготки, штаны, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.
Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем.
Помощник воспитателя помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в кабинку. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытьё ног.
Требования к одежде детей: в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладётся шапка и шарф. Кофта, колготки, тёплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передёрнуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.
Требования к содержанию прогулок на участке Детского сада
Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
наблюдение;
двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
индивидуальная работа по различным образовательным областям;
трудовые поручения;
самостоятельная деятельность детей.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей непосредственно образовательной деятельности. Если дети находились на непосредственно образовательной деятельности, требующей повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки была непосредственно образовательная деятельность по образовательной области физическое развитие или художественно – эстетическое развитие (музыка, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Содержание прогулок определяется основной образовательной программой дошкольного образования Детского сада по ознакомлению детей с окружающим с учётом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Организация наблюдений : процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатели продумывают: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приёмы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приёмы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Организация детской активности
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать :
подвижные игры и физические упражнения
на утренней прогулке :
- в младших группах – 6-10 минут,
- в средних – 10-15 минут,
- в старших и подготовительных – 20-25 минут,
на вечерней прогулке :
- в младших и средних группах – 10-15 минут,
- в старших и подготовительных – 12-15 минут.
Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте – спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей;
организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей предметно пространственной среды;
индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием).
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатели продумывают перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть
причиной снижения аппетита.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
в холодный период года, воспитателям необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом.
Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос стихов, припевок, текста.
Организация индивидуальной работы
в соответствии с календарным планированием воспитатели осуществляют индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально – коммуникативному, физическому или художественно – эстетическому развитию детей;
с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.
Трудовые поручения
воспитатели привлекают детей к сбору игрушек;
оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки;
уходу за растениями и т. д.
В зависимости от целей и задач прогулки воспитатели готовят необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно – гигиеническим требованиям.
Воспитатели должны руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.
Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 3-4 часа.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приёма пищи и сна.
Проведение прогулок в зимний период регламентируется климатическими и температурными показателями. Длительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей, соответствующих возрасту детей.
Температура воздуха и скорость ветра, при которых прогулка отменяется :
группа температура ветер
2 ранняя от -15° тихо - 5-7 м/с
1 младшая от -15° тихо - 5-7 м/с
2 младшая от -15° тихо – 5-7 м/с
Средняя от -15° тихо – 7 м/с
Старшая от -15° тихо – 7 м/с
Подготовительная от -15° тихо – 7 м/с
Примечание: Запретом для проведения прогулок является сила ветра более 7 м/с и температура ниже 15°.