Светлана Рыжкова
Организация прогулки с детьми группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация прогулки с детьми группы компенсирующей направленности
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Организация прогулки с детьми группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
В соответствии с СаНПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 г. № 91, прогулка должна проводиться два раза в день в первой и во второй половине дня, длительность прогулки должна составлять 4 – 4,5 часа.
Мы работаем в группе компенсирующей направленности, нашу группу посещает 10 детей с тяжелыми нарушениями речи. Нами разработана Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы МКДОУ № 3, которая содержит раздел «Прогулка». Данный раздел спланирован в соответствии с Федеральными государственными требованиями, отражает вид нашего дошкольного образовательного учреждения (коррекция речи дошкольников, специфику нашего региона.
Во время прогулки реализуем задачи предусмотренные ФГТ, такие как:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. А так же реализуем задачи направленные на оздоровление, развитие самостоятельности, расширение кругозора, ознакомление с окружающим миром, воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
Вся деятельность спланирована так, что прослеживается интеграция образовательных областей.
Для реализации поставленных задач создаем необходимые условия. При планировании прогулки учитываем погодные условия, возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, наличие инвентаря и соответствующего оборудования на участке, предыдущую образовательную деятельность в группе и другое.
Стараемся соблюдать структуру прогулки :
- наблюдение, рассматривание;
- трудовая деятельность детей;
- подвижные игры;
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальные беседы с детьми;
- организация свободной деятельности детей;
- индивидуальная работа с детьми (по результатам НОД);
- коррекционная работа по звукопроизношению.
Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т. е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий, не успел вспотеть. Мы используем соревновательный метод «Кто быстрее…», поощрения «Кто первый оденется, организует первую пару». При одевании выполняем задания учителя-логопеда, придумываем слова с изучаемыми звуками, используем загадки, поговорки, чистоговорки. Часто использую чистоговорки, которые придумываю сама. Например, при изучении звука «Ш», использую придуманную чистоговорку «Ша – ша - ша, шапка очень хороша». При возвращении с прогулки использую чистоговорки, которые являются напоминаем детям, это «Шу – шу - шу, варежки сушу», «Ши – ши - ши, валенки суши» и многие другие. Таким образом, у детей развивается фантазия, память, осуществляется коррекция речевого нарушения. Учим детей надевать вещи в определенной последовательности. Приучаем их к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу.
Группа у нас небольшая, поэтому на прогулку выходим всей группой одновременно. Выходя на прогулку, дети помогают выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Ежедневно проводим наблюдения с детьми - это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Наблюдение проводим в начале прогулки : обращаем внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых. Закрепляем представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, учим делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Зная, что наблюдение, развивает любознательность, мы, поддерживаем интерес детей к приметам времени года, задаем вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения закрепляем составлением рассказов по возвращению с прогулки, учим детей анализировать: что узнали нового? Что удивило во время прогулки? Над чем бы хотели задуматься? и т. д. Предлагаем детям так же отразить свои знания в свободной самостоятельной деятельности (в рисовании, лепке). На прогулке в любое время года периодически обращаем внимание детей на цветовую гамму окружающей нас природы, учимся слушать звуки природы – шелест листьев, журчание ручейка, вой вьюги и др.
Использование художественного слова (стихи, пословицы и поговорки, загадки и др.) на определенную тему при наблюдениях и рассматривании помогают усилить впечатления детей от прогулки, позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло. Но и при подборе художественного слова, руководствуемся тем, чтобы как можно больше в данных произведениях встречались изучаемые звуки, которые необходимо закрепить.
Большое внимание уделяем трудовой деятельности детей. Содержание и формы её организации зависят от погоды и времени года. Осенью это собор семян, листьев; зимой очистка горки от снега, изготовление ледяной горки. В теплое время года поручаем детям уборку участка от камней, веток и др. В конце обращаем внимание на результаты своего труда. Применяем пословицы, такие как «Кто не работает – тот не ест», «Умелые руки не знают скуки», «Сделал дело – гуляй смело».
Привлекаем детей к сбору осенних листьев для гербария и ручного труда, ухаживанию за цветами, которые высадили в клумбы. Поддерживаем порядок на прогулочном участке и веранде. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. В основном это игрушки сделанные из бросового материала.
Создаем правильную мотивацию, объясняем, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Подводим детей к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.
Ведущее место на прогулке отвожу подвижным играм. В этом году я реализую проект «Подвижные игры народов Урала», поэтому в основном провожу с детьми игры предусмотренные проектом, такие как «Липкие пеньки», «Ловишки», «Палка-кидалка» и др. Эти игры со словами, что позволяет развивать речь детей.
Тщательно планируем индивидуальную работу с детьми на прогулке, учитываем рекомендации учителя-логопеда и музыкального руководителя. Это отработка звукопроизношения, заучивание стихов к праздникам и по рекомендации учителя-логопеда. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Особенно дети любят играть в словесные игры: «Что лишнее», «Скажи наоборот», «Придумай небылицу», «Скажи по другому», «Закончи предложение», «Придумай сам» и т. д.
Зная, что самостоятельная деятельность детей на прогулке нуждается в грамотном руководстве, предлагаем детям организовать различные игры, занимательные задания. Предлагаю имеющиеся игрушки или инвентарь для труда и т. д. При организации игр развиваю у детей умение распределять роли и быть ведущими. Обязательно веду контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Очень любят дети прогулки за пределы детского сада, поэтому организую прогулки в лес, где дети с удовольствием играют в различные подвижные игры, катаются с горки, любуются красотой природы, из наблюдений узнают много нового о жизни леса и лесных обитателей, и просто дышат свежим воздухом. Вместе с воспитателем старшей разновозрастной группы организовали экскурсию к Памятнику погибших воинов, где возложили цветы.
Обращаю внимание на каждого ребенка, постоянно держу в поле зрения всех детей, это позволяет мне вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде и др. Так создаются необходимые условия как для разностороннего развития и воспитания детей на прогулке, так и коррекции речи детей.
Прогулки завершаем малоподвижными, спокойными играми: «Море волнуется», «Замри» и т. д.
По завершению прогулки у детей хороший аппетит и здоровый сон.
Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. В этом году в зимний период на участке была построена только одна горка, в следующем году мы планируем строительство «Снежного городка». В рамках проекта летней оздоровительной работы оформлять участок планируем в соответствии с содержанием проекта.
Итак, подводя итог можно сказать, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для разностороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки, здесь удовлетворяются его потребности в различных видах деятельности. Взрослый должен педагогически правильно руководить деятельностью детей. Во время грамотно организованной прогулки развиваются интегративные качества воспитанников, что способствует успешному обучению детей в школе.