Получи документы

Организация патриотического воспитания в детском саду

Светлана Рогожина
Организация патриотического воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошедшие в нашей стране за последние годы, заставляют по новому взглянуть на проблему нравственного воспитания детей. Это в первую очередь касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

Публикация «Организация патриотического воспитания в детском саду» размещена в разделах

Патриотизм – в переводе с греческого означает «соотечественник, Родина, отечество», по отношению к человеку -это «чувство любви к Родине, отечеству, где он родился, к ее гражданам; преданность, стремление служить ее интересам», чувство гордости за Родину, формирование гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к семье и близким, окружающей природе и т. д. Такое маленькое слово «патриотизм» содержит такое большое по содержанию и объему понятие.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к изучению проблемы патриотического воспитания у дошкольников. При этом, учитывая разнообразные методы и приемы, интеграцию видов детской деятельности, я решила работу по патриотическому воспитанию разделить на 4 этапа:

1. Изучение методической литературы для повышения педагогического опыта.

2. Составление перспективного планирования работы по формированию патриотического воспитания у дошкольников.

3. Работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды. (далее РППС)

4. Взаимодействие с родителями.

Работу по патриотическому воспитанию я начала с изучения методической литературы. Тема очень интересная и актуальная. Изучив большое количество методического пособия, я вижу, что многих эта проблема волнует и помогает по новому взглянуть на пути ее решения и грамотно составить перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию.

Были намечены основные задачи в работе с детьми, это:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу.

2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду людей.

4. Развитие интереса к русским традициям и ремеслам.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине.

7. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.

10. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

11. Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

12. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Всю работу с детьми разделила на 3 года обучения, выбрав следующие направления. 1 направление - это дом и семья, близкие родственники, знакомые. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу порождает чувства, которые он проносит через всю жизнь. Семья - родной дом и первые «объекты» окружающего мира, которые помогают маленькому гражданину понять его связь с близкими людьми, через которых закладываются чувства привязан - ности, уважения и всепоглощающая любовь к родителям. Занятия «Моя семья», «Мой дом», «Мои друзья», «Мои игрушки», «Чем я люблю заниматься», «Папа, мама, я -дружная семья» и другие дают чувство надежности, уверенности в будущем. Именно любовь, рожденная в семье помогает формированию более глубокие чувства такие, как патриотизм.

2 направление - мой родной город и любимые места в нем, где ребенок формируется как личность, где растет, взрослеет, где закладываются его гражданские позиции. Используя первый опыт патриотического воспитания, мы расширили зону познания. Любимый край, область, даже небольшой город не повторимы. Это нужно показать ребенку. В каждом месте своя природа, свои национальные традиции, свой быт и культуру. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать также ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми тружениками, участниками войны. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей, например: «Наш город - Ливны», «Орел - город первого салюта», «Природа родного края», «Заочная экскурсия по городу», «Достопримечательные места города», «Имена героев земляков носят улицы города», «Интересные люди живут рядом с нами», «Ливны - культурный город», «Ливны - промышленный город» и другие.

3 направление - страна, отношение к Родине как ребенка - патриота, будущего гражданина России, защитника Отечества. 3год обучения - самый ответственный, наполненный малознакомым материалом о России, такой большой и неизведанный.

Патриотизм в современных условиях - это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Информация о городах, народах нашей Родины, тружениках городов и сел, стараемся воспитывать детей как граждан России, формировать у него сознание своей причастности к судьбе Родины.

Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Знакомя дошкольников с защитниками отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви. Это встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края. Невозможно представить воспитания чувства патриотизма у детей, не рассказав о Великой Отечественной войне, которая оставила неизгладимый след в судьбе страны, центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню Победы, оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Этот год, юбилейный год - «год Славы и Памяти» посвященный 75летию победы в ВОВ. Год был наполнен интересными мероприятиями - это встречи с участниками ВОВ и детьми войны, приняли активное участие в городском смотре - конкурсе «Подарок ветерану», участвовали в региональном смотре - конкурсе «Окна Победы», провели фестиваль чтецов «Солдатская муза», конкурс певцов «Песни, с которыми мы победили», конкурс рисунков «Нет войне!», выставку фотообъектов «Помним и чтим», разрабатывали проекты об истории подвига наших земляков, проводили экскурсии по улицам, носящим их имена, участвовали в военно -спортивной игре «Зарничка праздничная», проводили тематические дни недели «Дети и война», «Четвероногие помощники войны», «Мир - главное слово на свете».

Работу по патриотическому воспитанию включаем в разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной программой (речевую, познавательную, музыкальную, исследовательскую, физкультурную, изобразительную и игровую и так далее). В работе вне образовательной деятельности используют различные методы и приемы; такие как наблюдения, беседы, игры, трудовая, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы и другие.

Выстроенная система знаний дает элементарные представления об окружающем мире, формирует чувства любви и уважения к близким, привязанность к семье, родному дому, гордости за любимый город, за достижения трудового народа, гордость за родную страну и любимую Родину, формирует интерес к народным традициям и русской культуре.

Видно патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное познавательное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Так как, патриотизм формируется на определенном содержании, которое ребенок постигает умом и сердцем. Информация, обогащенная эмоциями, дает богатый материал для более глубокого познания.

В работе по патриотическому воспитанию существенное значение имеет создание   предметно -развивающей среды. В группе был оформлен уголок по патриотическому воспитанию, в который входят: символика страны, области родного края, карта России, глобус, литература по патриотическому воспитанию, дидактические игры: «Собери символы России», «Государственные праздники России», «Моя Родина Россия», лепбуки: «Наша Родина - Россия», «Патриотическое воспитание через сюжетно - ролевую игру», «Ливны - моя малая Родина», «Орел - город первого салюта», альбомы: «Земляки - герои ВОВ», «Ливны - во все века дивны», «В их честь названы улицы города» «Достопримечательные места Ливен», набор открыток, плакатов и т. д.

РППС по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, краю, России, что позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Работа с родителями – важное условие в формировании основ патриотического воспитания. Были проведены тематические беседы на тему: «Гражданин воспитывается с детства», «История вашей семьи», «Патриотическое воспитание дошкольников», оформление папки - передвижки на тему «Наши земляки - герои ВОВ», проводились встречи с ветеранами ВОВ, провели заседание «Семейной гостиной» на тему: «Семейные хроники доблести и славы», «Эффективность влияния сюжетно-ролевых игр на патриотическое воспитание дошкольников», Квест игра по военно – патриотическому воспитанию «Юные защитники Отечества» и т. д.

Таким образом, ребёнок начинает понимать, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Список литературы:

1. [Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».]

2. [Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Мы живём в России» ]

3. [Комратова Н. Г «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» ]

4. [Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». ]

5. [Натарова В. И. Капухина Н. И. «Моя страна». ]

Публикации по теме:

Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОСОрганизация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду»Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду» Фотоотчёт"Неделя патриотического воспитания в детском саду" Любовь Майорова Вторая младшая группа «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Организация режимных моментов в детском саду во второй младшей группе Режимный момент, Время Приход детей в детский сад, самостоятельная деятельность, игры. (7.00-8.20) ЦЕЛЬ: Создать ребенку хорошее настроение.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Организация экскурсии в детском садуОрганизация экскурсии в детском саду При организации экскурсии большое внимание уделяется экологической направленности содержания и исследовательской направленности деятельности.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Организация предметно-пространственной среды в детском садуОрганизация предметно-пространственной среды в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической,.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация патриотического воспитания в детском саду
Опубликовано: 17 октября 2020 в 20:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация патриотического воспитания в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рогожина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД