Елена Волкова
Организация НОД «Чудесный мир бумаги» для детей 5–6 лет
▼ Скачать
Автор конспекта НОД: Волкова Елена Анатольевна, воспитатель высшей квалифицированной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №9» с. Камень-Рыболов Ханкайского муниципального района Приморского края
Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально- коммуникативное развитие» :
Публикация «Организация НОД „Чудесный мир бумаги“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Развивать умения взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительном совместном задании. Пробуждать у детей интерес к игровому творчеству в процессе взаимодействия со взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Задачи ОО в интеграции: решение проблемы, чем раскрасить рисунок (цветы, облака, бабочку и т. п., определение свойств и качеств бумаги, умение отгадывать загадки.
Развитие речи: «Коммуникативная деятельность» :
Стимулирование эмоционального содержания общения ребенка со взрослым. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими; выражать свои мысли, чувства, впечатления, дополнять ответы сверстников, используя речевые средства;
Формирование умения проводить исследовательскую деятельность по определению качества и свойства бумаги, правильно проговаривать слова со звуком «л» и «ль»
Физическое развитие: «Двигательная деятельность»
Основные виды движения (наклоны влево, вправо; приседание, прыжки на двух ногах)
Познавательное развитие:
Закреплять знания о свойствах бумаги (мнется, режется, рвется, намокает, горит) и ее качества (толщину, структура поверхности, степень прочности, мягкость).
Поддержать детское любопытство и развивать интерес детей к самостоятельному познанию.
«Художественно-эстетическое развитие» :
Способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги
Предпосылки учебной деятельности: Умение слушать, задавать вопросы, отвечать полным предложением, следовать полученной инструкции, доводить начатую работу до конца.
Предполагаемый результат: Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах бумаги, поможет детям выделять ее признаки, функции и назначения.
Развитие у детей творческого воображения, самостоятельности, усидчивости, аккуратности в работе.
Расширение запаса знаний об окружающей познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности с бумагой.
Предварительная работа: беседы о бережном отношении к бумаге, рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
Словарная работа: оттиск, мастерская, Научную лабораторию, сжатая, бархатная, гофрированная, копировальная, писчая.
Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии;
игровая технология.
Оборудование для педагога: образцы разного вида (салфетки бархатная, гофрированная, копировальная, цветная, писчая бумага, ватман, картон и т. д, ноутбук, проектор, сундучок, квадратные листочки бумаги, емкости с водой, полотенце.
Оборудование для детей : Гуашь в тарелочках, по 10 листов бумаги, емкости с водой, книжки, фартуки все на каждого ребенка.
Ход НОД:
I. подготовительный этап:
Воспитатель: Мы друг к другу повернемся
И все дружно улыбнемся
В это Доброе утро я хочу вас пригласить в «Научную лабораторию». Вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей : это где делают опыты
Воспитатель: Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
II. Введение в тему:
Воспитатель: – Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет.
Ответы детей (Бумага).
Воспитатель: – Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. Так же как и все материалы, бумага тоже имеет разные свойства. Все свойства бумаги мы сейчас с вами увидим в опытах. А оказывается, бумага была не всегда. Послушайте небольшую историю: Предлагаю вам пройти и посмотреть.
Презентацию «Где, когда появилась бумага»
Воспитатель: - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в ученых, нам нужно одеть фартуки. все сотрудники должны соблюдать очень важные правила.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием.
Правило №5 Поработал - убери на место.
III. Процесс НОД:
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей : тетради, книги, фотографии, альбомы, коробки).
Опыт №1 «Мир бумаги»
Воспитатель:- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
- Какого цвета бумага?
- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она?
Ответы детей (гладкая, шершавая, шероховатая)
Воспитатель:- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине?
Ответы детей (нет)
Воспитатель: - Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.
- Попробуйте смять бумагу. Получилось?
Ответы детей : (да)
Воспитатель: - Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему?
Ответы детей. (которая тонка)
Воспитатель: - Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая - и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
Значит, бумага мнется.
- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему?
Ответы детей : (нет)
Вывод: бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.
Опыт №2 «Исследовать прочность бумаги на разрыв»
Воспитатель: Дети, подойдите к столу для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить второй опыт и познакомимся со вторым свойством бумаги – бумага рвется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее порвать.
Воспитатель: -Какая бумага легче рвется, тонкая или плотная
Ответы детей : (бумага рвется вся, но тонкая бумага легче рвется, и пальцы не устают).
Вывод: "Бумага рвется".
Опыт № 3 «Исследовать прочность бумаги в скрученном виде на разрыв».
Воспитатель: Ребята скатайте лист по диагонали трубочкой, а затем скрути его спиралью (показ воспитателя). Теперь попробуй ее разорвать. Получилось?
Ответы детей :(да)
Вывод: Скрученная бумага очень прочная. С её помощью можно переносить тяжелые вещи.
Опыт № 4 «Можно ли удержать книгу с помощью бумаги».
Воспитатель: Теперь давайте проверим, удержит ли лист бумаги (салфетки, картона) книгу? Можно ли одной рукой с помощью листа бумаги удержать книгу? Посмотри, как с этой задачей справлюсь я (свернуть бумагу в рулон). А теперь попробуйте вы.
Дети выполняют:
Воспитатель: Может ли лист бумаги удержать предмет
Вывод: Бумага в рулоне (скрученная) становится очень крепкая, поэтому легко держит книгу.
ФИЗМИНУТКА: «Фиксики».
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю разделиться на две группы и провести опыты самостоятельно.
Опыт № 5 «Исследовать прочность бумаги в воде». (первая подгруппа)
Опыт № 6 «Исследовать бумагу на окрашивание в цветной воде». (Вторая подгруппа)
Воспитатель: – Ребята, для следующего опыта нам понадобится баночки с водой.
– Положите листочки в воду (дети экспериментируют с разными видами бумаги)
Воспитатель: Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается).
Ответы детей (Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.)
Воспитатель: А что произошло с бумагой в окрашенной воде?
Ответы детей. (намокла и окрасилась)
Сделаем вывод: Бумага намокает, окрашивается в цветной воде и тонкая бумага распадается.
- А знаете ли вы о том, что кроме того, что на бумаге рисуют, рисуют еще бумагой.
Воспитатель: Чтобы это выяснить, нам с вами надо провести эксперимент. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. У меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага? (ответы детей : Сжатая)
Воспитатель: давайте сделаем небольшой перерыв
Пальчиковая гимнастика:
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.
Воспитатель: Я беру сжатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок и оставляю оттиск. Что я оставляю?
Дети: Оттиск
Воспитатель: Теперь я предлагаю проделать то же самое вам. Выберите себе шаблон (цветок, облако, бабочку и т. д.)
Воспитатель: И теперь этим шариком будем примакивать на наш шаблон.
Воспитатель: Приступайте к работе, не забывайте, что работать надо аккуратно, вытирать руки о влажную тряпочку.
Включить музыку…дети выполняют задание.
Молодцы ребята как у вас красиво и необычно получилось. Когда ваши работы высохнут мы составим с вами красивый коллаж.
Еще я вам предлагаю прийти домой, и показать наши эксперименты своим родителям.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
VI. Рефлексия:
– Интересно было в мастерской?
- Что сегодня мы рассматривали на занятии?
– А что нового вы узнали про бумагу?
– А как надо обращаться с бумагой и книгами?
– Как вы работали с помощью бумаги?
Ответы детей : бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.
Воспитатель: Ребята вы сегодня были большие молодцы. Влада и Диана знают много видов бумаги. Артем и Маша правильно рассказывали о свойствах бумаги. Все хорошо отвечали на вопросы и рассказывали как появилась бумага. Поблагодарим друг друга за чудесное работу. Спасибо всем.