Рита Ефанова
Организация и методика сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
1. Значение сюжетно – ролевых игр в развитии детей.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт. В игре удовлетворяются его основные потребности в самостоятельности, в общении со сверстниками, происходит психическое развитие ребенка, развиваются все психические процессы, особенно воображение и образное мышление в игре происходит нравственное развитие: ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе, развивается волевое поведение, умение подчинять свое поведение игровому правилу развивается его эмоциональная сфера.
Публикация «Организация и методика сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
2. Характеристика сформированности сюжетно-ролевой игры на примере анализа задач по программе «От рождения до школы»
Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения.
Основные цели и задачи развития игровой деятельности программы «От рождения до школы» :
-Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
-Развитие у детей интереса к различным видам игр.
-Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-комму- никативное).
-Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Анализируя данные задачи можно дать характеристику сформированности сюжетно-ролевой игры, соответственно возрастным группам детей.
3. Особенности руководства сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста. Условия, этапы руководства играми детей.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир, Умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. В соответствии с содержанием программы воспитатель помогает детям овладевать необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых и других игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями.
Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности: Первая младшая группа (с двух до трех лет).
Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. Вначале года игры детей непродолжительны (3 - 6 минут). Чем же обусловлен переход от сюжетно- отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре- общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что в сюжетно - отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.
Начиная с раннего детства, постепенно малыш узнает назначение предметов в игре, в воображаемой ситуации, игрушки заменяют ему предметы, становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Сюжетно- ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий:
Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;
Накопление предметных игровых действий;
Наличием разных игрушек;
Частотой общения с взрослыми;
Развитием самостоятельности детей.
Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью.
Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из двух- трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляется каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2- 3 звена из двух – трех действий, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.
Особенности игры детей младшего возраста:
В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя – тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль
(Я – это Я и Я- зайчик или шофер).
Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.
У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:
У мамы – набор предметов быта.
У врача – медицинские инструменты, лекарство.
У шофера – транспортное средство.
Таким образом разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы, а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.
Практическое задание
1. Фотозапись наблюдения сюжетно-ролевой игры.
Возрастная группа детей - с 3- 4 лет.
Основная тема игры - «Семья», сопутствующая - «Поездка в театр».
Сначала две девочки участвовали в игре, потом к ним присоединились еще 2 человек, а потом и вся остальная группа.
Ира и Даша потихоньку развернули игру в «семью» в кукольном уголке. Девочки играли очень эмоционально: пели песенку пока «готовили» куклам обед, улыбались, разговаривали со своими «дочками», читали потешки, шутили. В своей игре они использовали игрушки - заместители: кубики в кастрюле использовались как пельмени, деревянные палочки - ножи и вилки, кирпичики - хлеб и пирожные. Причем эти игрушки так легко «вписались» в сюжет, что я сама поверила в их назначение.
Обе девочки были мамами, у каждой была кукла - дочка. Они одевали кукол, готовили для них обед, кормили и мыли посуду. Затем к ним присоединился Илья. Ира сразу предложила ему быть шофером. Илья согласился и взял в руки «руль» (вырезанный из фанеры). Сюжет игры стал разворачиваться по-другому. Обе «мамы» стали собирать своих «дочек» в театр. Воспитатель помогла Илье построить автобус из стульев. Илья с рулем в руках ждал девочек. Тут в игру включился Богдан, он тоже захотел поехать в театр. Все расположились на стульях и шофер «повез» их.
Посередине группы остальные дети стали «строить» театр: поставили стулья, оградили «сцену» строительным материалом. Уже все дети были в игре. Желающих показать спектакль оказалось много, и воспитатель предложила с помощью считалки распределить роли. «Актеры» решили показать сказку «Репка» (нарядились в костюмы). Ира с Дашей, со своими «дочками», остальные дети «заняли» место в зрительном зале. Все посмотрели сказку. По ее окончанию шофер - Илья развез всех. Игра закончилась. Дети самостоятельно убрали весь игровой материал.
Фотозапись наблюдения сюжетно-ролевой игры «Больница»
Вторая младшая группа.
Даша, обращаясь к Саше: Давайте играть в доктора. Я доктор, а ты больной.
(одевает шапочку врача, берёт набор «Доктор»)
Саша К. : Давай.
Даша Р. : Я буду тебя лечить (берёт фонендоскоп, слушает) Что у тебя болит?
Саша: Горло
Даша Р. : Покажи. Сейчас поставлю градусник (ставит градусник)
Ты заболел, тебя нужно положить в больницу
Лиза всё это время наблюдает за игрой
Даша Р. : Лиза иди к нам, я доктор. Давай, ты пришла ко мне с сыном (Лиза берёт мишку и подходит к Даше)
Лиза Е. : Мой мишка заболел, он кашляет.
Даша Р. (Слушает мишку) : Вам надо сделать прогревание
Лиза Е. Хорошо, До свидания. Миша, пойдем на прогревание (уходит)
Подходит Саша К. (в руках у него заяц) : Мой Заяц, тоже заболел
Даша : Я сейчас сделаю ему укол, помажу, всё пройдет (берёт шприц, делает укол)
Саша уходит, игра заканчивается.
2. Педагогическая диагностика сформированности игрой деятельности, анализ полученных результатов.
(Автор О. В. Солнцева)
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Оптимальный уровень(2.5-3 балла). Ребенок отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли,у ребенка есть любимые роли,доброжелателен в игровом общении, ребенок способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры.
Достаточный уровень (2-2.5 балла). Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, называет свою роль,вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками,в совместной игре меняет интонацию голоса у ребенка есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия,проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов,ребенок способен создать игровую обстановку,выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.
Недостаточный уровень(1.5-2 балла). Игровые сюжеты однообразны, использует способы ролевого поведения, ориентируясь на пример воспитателя, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, в ролевом диалоге с воспитателем и со сверстниками требует помощь взрослого. в совместной игре меняет интонацию голоса по подражанию взрослого, использует однообразные игровые действия,выбирает предметы для игры при помощи взрослого, при выборе предметов заместителей требуется помощь взрослого, затрудняется договариваться об игре.
Низкий уровень (1-1.5 балла). Игровые сюжеты однообразны. использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога,в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя. Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет. При выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.
Педагогическая диагностики сюжетно- ролевой игры детей 3-4 лет
Критерии оценки Степень выраженности
в баллах
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание:
-Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых,
-отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов,
-имеет предпочтения в игровых темах.
1.6 (53%)
Наличие и особенности ролевого поведения :
-называет свою роль,
-называет роль партнера вовремя игры,
-вступает в ролевой диалог с воспитателем,
-вступает в ролевой диалог со сверстником,
-способен поддерживать ролевой диалог,
- меняет интонацию голоса в зависимости от роли. 1.5 (50 %)
3. Способен к использованию действий игрового замещения:
-использует предметные игровые действия,
-использует действия с предметами -заместителями,
- называет игровые действия,
- производит простые игровые действия. 1.7 (51)
4. Способен к использованию действий игрового замещения:
-использует предметные игровые действия,
-использует действия с предметами -заместителями,
- называет игровые действия,
- производит простые игровые действия. 1.6 (53%)
5. Способность создавать обстановку для игры:
-выбирает необходимые игрушки и предметы,
-замещает недостающие предметы другими 1.5 (50%)
6. Способность к игровой коммуникации:
-проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами,
-обозначает свои действия для партнера,
-обозначает свои действия для партнера о совместных действиях.
2 (66%)
Средний балл 1.6(53%)
Вывод: результаты педагогической диагностики сюжетно -ролевой игры во второй младшей группе (53% недостаточный уровень) оказались недостаточно высокими и повлияли на выбор гибко выбранной тактики педагогического взаимодействия с детьми.
3. Краткосрочный проект на 3 месяца.
Сюжетно - ролевая игра «Больница».
Вторая младшая группа.
Актуальность:
Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя регуляция поведения, появляется воображение, зарождается содержательное общение со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Цель:
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Обогащение игрового опыта детей, расширение сюжета игры, подведение детей к созданию собственных игровых замыслов.
Задачи:
Познавательное развитие:
Формировать знания детей об обязанностях врача. Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать доброжелательное отношение к пациэнтам, вежливость и внимательность.
Знакомить детей с приёмами предметно – игрового взаимодействия, учить брать на себя роль, использовать различные атрибуты.
Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач-больной)
Речевое развитие:
Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.
Принципы:
1. Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
2. Принцип опоры на интересы ребенка;
3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип последовательности;
6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения
Формы деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Вид проекта:
Информационно-практико-ориентированный. Игровой
Продолжительность проекта: кратко-срочный.
Участники проекта: дети, родители, педагоги группы.
1. Подготовительный.
Совместная деятельность педагога и детей:
Чтение художественной литературы.
К. Чуковский «Айболит»
Я. Райнис «Кукла заболела»
В. Берестов «Больная кукла»
П. Образцов «Лечу куклу»
Продуктивные виды деятельности.
Инсценировка «Звери болеют»
Создание альбома «Мы играем во врача»
Совместное изготовление простых атрибутов для игры.
Беседы с детьми.
«Нас лечит врач и медсестра»
«Что нужно врачу для лечения детей?»
«Скорая помощь»-знакомство с машиной.
Рассматривание. медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр,
пинцет и др.).
Дидактические игры.
«Кому что нужно для работы»
«Профессии»
«Если хочешь быть здоров»-разрезные картинки
Серия дидактических игр с куклой Таней
«Помоги Айболиту»
Слушание. «Кукла заболела»
Просмотр презентаций. «Доктор Айболит», «Кукла больше не больна»
Экскурсии.
В медицинский кабинет детского сада
Образовательная деятельность.
Познавательное развитие
«Кукла заболела»
Лепка
«Подарок для больной куклы», «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам»
Рисование «Витамины для куклы»
Конструирование «Кровать для кукол»
Работа с родителями
Консультация «Играем вместе» «На приёме у врача»
Помощь в изготовлении игрового оборудования.
Познакомить с книгами о профессии доктора для домашнего чтения.
2. Основной этап
1. Систематизация информации
1. Деятельность педагога.
Показ игровой ситуации. Обеспечение руководства. Распределение ролей.
Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Использование
предметов- заместителей
2. Совместная деятельность педагога и детей
Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства
Принятие детьми на себя роли. Принятие на себя второстепенной роли.
3. Игровая деятельность детей.
Поиск решения с помощью педагога, создание ситуаций, наталкивающих на
продолжение игры
Повторение за педагогом диалогов персонажей.
Развитие детьми не больших самостоятельных сюжетов
3. Заключительный:
Внедрение в самостоятельную деятельность основного процесса путем наблюдений за ходом игры.
Ожидаемые итоги реализации проекта:
Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли. У детей появляются любимые роли, которые они охотнее всего выполняют. Понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.
4. Конспект руководства сюжетно ролевой игры на этапах взаимодействия с воспитанниками.
Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий.
Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
Во второй младшей группе задача педагога – построить совместную игру с ребенком так, чтобы центром стало ролевое поведение. Выделяются независимые (строитель, шофер, космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли.
Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей.
Средняя группа. Задача воспитателя– перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Старший дошкольный возраст. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает :
– умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;
– быть ориентированным на партнеров-сверстников;
– обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
– умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.
Задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми : 1) развитие игры как деятельности; 2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт. Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т. д.
Используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.
Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.
Литература
1. Губанова Н. Ф‹ Игровая деятельность в детском саду м. : Москва-СПб.
2008, 126 стр.
2. Смирнова Е. И. Современный дошкольник «Особенности игровой деятельности». Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74
3. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника - М., 2009.
4. Монина Г. Б., Гурин Ю. В. Игры для детей от трех до семи лет. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008, 256 с.