ЮЛИЯ ОНАШВИЛИ
Моделирование педагогического обеспечения двигательной активности детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования по моделированию педагогического обеспечения двигательной активности младших дошкольников в ДОО обусловлена современными тенденциями, связанными со снижением двигательной активности детей, а также с необходимостью реализации содержания образовательной области «физическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее-ФГОС дошкольного образования).
Публикация «Моделирование педагогического обеспечения двигательной активности детей,» размещена в разделах
Педагогическими исследованиями доказано, что уменьшение объема, времени и интенсивности двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физическом и познавательном развитии детей. Стремительное развитие информационных коммуникационных технологий захлестнуло активную часть населения страны, не обошло стороной и до-школьников, которые стали значительно меньше двигаться и играть как в детском саду, так и за его пределами. О злободневности данной проблемы свидетельствуют исследования М. А. Руновой, согласно которым двигательный режим ДОО позволяет реализовать потребность воспитанников в движении лишь на 55-60%.
В младшем дошкольном возрасте двигательная активность - неотъемлемое условие познавательного и личностного развития, основа для полноценного функционирования психических процессов и накопления резервов здоровья ребенка.
Возрастные изменения регуляции движений дают возможность формировать и развивать целенаправленную и продуктивную двигательную активность детей младшего дошкольного возраста с использованием элементов спорта и спортивного инвентаря. Однако небольшой двигательный опыт детей 3-4 лет сложно вписывается в современные стандартизированные тестовые методики. Кроме того, в настоящее время нет моделей, которые соответствуют ФГОС дошкольного образования, ориентированному на поддержание разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности
Согласно п. 1.3 ФГОС дошкольного образования образовательный процесс в ДОО должен быть построен с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья. Современные личностно ориентированные тенденции в образовании, а также требования ФГОС дошкольного образования диктуют необходимость разработки модели построения физкультурно-оздоровительной деятельности младших дошкольников и новых профессиональных способов ее педагогического обеспечения в практике работы ДОО.
Основной проблемой данного исследования стал поиск педагогических возможностей оптимизации двигательной активности детей младшею дошкольного возраста в условиях ДОО. Была сформулирована о том, что решение данной проблемы заключается в выделении процессуального и содержательного педагогического обеспечения двигательной активности детей, а также в их включении в разновозрастное игровое взаимодействие, обеспечивающее разнообразие двигательных режимов (формирование социально детерминированных интересов к двигательной активности и обогащение ее содержания за счет организации разновозрастного игрового взаимодействия по принципу «младший дошкольник - старший дошкольник, младший дошкольник - взрослый»).
Для проверки выдвинутой гипотезы была определена цель обосновать содержательное и процессуальное педагогическое обеспечение двигательной активности детей 3-4 лет в условиях ДОО и оценить его эффективность.
Достижение цели осуществлялось путем решения следующих задач:
• определение сущности понятия «педагогическое обеспечение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»;
• выявление особенностей двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО;
• разработка и обоснование модели педагогического обеспечения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО;
• определение степени взаимосвязи оптимизации двигательной активности детей и уровня развития их физических качеств.
В рамках исследования использовались следующие методы:
• теоретический анализ и синтез, моделирование;
• эмпирические частные методы: педагогические наблюдения, анкетирование, пульсометрия, шагометрия, тестирование;
• эмпирические комплексные общие методы, в частности педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Результатом педагогического обеспечения двигательной активности дошкольников является ее оптимизация: рационализация у гиперподвижных детей, повышение интенсивности у малоподвижных и обогащение у детей с оптимальной и предоптимальной подвижностью.
В ходе теоретического анализа удалось выявить особенности двигательной активности воспитанников 3-4 лет связанные с поведенческим и эмоциональным проявлением «кризиса 3 лет», когда у детей ярко выражено стремление к самостоятельности и партнерским отношениям со взрослыми. Им свойственна ситуативность как в восприятии внешних стимулов, во многом регулирующих двигательную активность (проявляется в интересе к объектам, находящимся в поле зрения ребенка, так и в регуляции поведения в целом. Условно-рефлекторные связи быстро возникают и так же быстро распадаются при отсутствии подкрепления.
Ещё одна особенность двигательной активности младших дошкольников - увеличение доли предметных и продуктивных действий в самостоятельной и организованных формах деятельности.
Структуру педагогического обеспечения двигательной активности детей составляют четыре основных компонента: мониторинг развитости физических качеств и интереса к двигательной активности, анализ и прогнозирование результатов образовательной деятельности, консультирование субъектов образовательного процесса, коррекция деятельности педагогов и условий реализации задач образовательной области «физическое развитие».
Учёт данных особенностей в ходе реализации модели педагогического обеспечения двигательной активности детей позволит удовлетворить их стремление к самостоятельности и партнерским отношениям со взрослыми, правильно организовать пространственно-развивающую среду, сформировать интерес к двигательной активности, устойчивый навык игровых действий со спортивным инвентарём.
Обобщенные на основе теоретического анализа факты позволили определить компонентный состав модели педагогического обеспечения двигательной активности детей, выявить их структурно-функциональные характеристики, оценить их роль относительно друг друга (рисунок).
Таким образом, данная модель включает в себя :
• целевой компонент - оптимизация двигательной активности младших дошкольников с различной степенью подвижности;
• методологический компонент, включающий опру на дифференцированный, личностно ориентированный и деятельностный подходы, а также социально-педагогические, общедидактические принципы, принципы физического воспитания и физического воспитания дошкольников.
К основным условиям реализации педагогического обеспечения двигательной активности детей относятся организация пространственно-развивающей среды, профессиональная компетентность педагогов, учет степени подвижности воспитанников и базовых потребностей в двигательной активности, учет и обогащение двигательного опыта детей.
Под процессуальным обеспечением понимается организация разнообразных двигательных режимов в самостоятельной и организованных формах двигательной активности с учетом степени
подвижности детей.
Содержательный компонент представлен программным обеспечением и включает в себя обязательный и вариативный (формируемый участниками образовательной деятельности) компоненты в соответствии со ФГОС дошкольного образования.
Основной педагогической возможностью реализации поставленных задач в данном исследовании является организация разновозрастного игрового взаимодействия и сотрудничества (младший дошкольник - старший дошкольник, младший дошкольник - взрослый).
Реализация всех компонентов модели педагогического обеспечения двигательной активности младших дошкольников в ДОО и соблюдение указанных условий позволяет оптимизировать двигательную активность детей с учетом степени их подвижности. При этом у детей всех возрастных групп будет формироваться интерес к физкультурным занятиям, будут обеспечиваться амплификация двигательного опыта, прирост физических качеств.
Реализация предложенной модели педагогического обеспечения двигательной активности детей предусматривает три основных уровня.
Так, диагностико-проектирующий (актуализирующий) уровень включает в себя диагностику показателей двигательной активности дошкольников как прямых (объем двигательной активности, развитость физических качеств, так и опосредованных (интерес к двигательной активности детей и их ближайшего окружения путём анкетирования, опросов и предварительных бесед с педагогами и родителями с целью выявления трудностей и повышения интереса к проблемам двигательной активности дощкольников).
Реализующий уровень (рассчитан на учебный год, включая летний период) – собственно реализация модели педагогического обеспечения двигательной активности детей.
На этом этапе организуются:
• разновозрастное игровое взаимодействие младших дошкольников со старшими дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре; взаимодействие педагогов и родителей в процессе обеспечения разнообразия двигательных режимов в организованных формах двигательной активности и в самостоятельной двигательной активности младших дошкольников;
• индивидуальные и групповые консультации, семинары, тренинги и современные формы взаимодействия с родителями (спортивные праздники, развлечения, конкурсы, выставки, семейная гостиная).
Одним из достоинств предолженной модели является её ориентация на амплификацию опыта ребёнка, вариативность форм образовательной деятельности и образовательного процесса, учёт особых образовательных потребностей детей, обогащение предметно-пространственной среды.
Таким образом, разработанная модель педагогического обеспечения двигательной активности детей позволяет не только добиваться значительных результатов в физическом развитии дошкольников, но и учесть непохожесть детей друг на друга, ярко выраженные индивидуальные особенности, что особенно необходимо в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в современном детском саду.