Кадашникова Дана
Организация детей на свежем воздухе
▼ Скачать + Заказать документы
Как и чем занять детей в детском саду летом.
Содержание
1 Особенности летнего периода в детском саду
2 Участок детского сада летом как площадка для игр и занятий
3 Познавательная деятельность на свежем воздухе
4 Подвижные игры в детском саду на улице
4.1 Игры с заданными правилами
4.2 Спортивные состязания для дошкольников
5 Летние занятия в группе во время непогоды
Публикация «Организация детей на свежем воздухе» размещена в разделах
Возможности лета, как самого благоприятного для оздоровления времени года, важно использовать по максимуму в детском саду. Солнце, воздух, окружающая природа, вода – все благоприятно воздействует на организм. Полезные природные факторы теплого времени при правильной организации воспитательного процесса можно и нужно сочетать с методами познавательного развития ребенка. Поэтому педагоги ДОУ должны знать, как разнообразить летнюю программу и чем занять детей летом в детском саду.
1. Особенности летнего периода в детском саду
В посещении ребенком детского сада летом есть свои плюсы. Большую часть времени малыш проводит на свежем воздухе. Благодаря особенностям летнего периода он развивается, играет, взаимодействует со сверстниками и закаливается одновременно.
Обычно с 1 июня в детском саду меняется режим дня. Начинается оздоровительный период. Прием детей и утренняя гимнастика проводятся на групповом участке. Если ребенок не хочет идти в детский сад, то веселая музыка на улице и игровые упражнения педагога с воспитанниками чаще всего вызывают желание присоединиться.
Поскольку воспитательно-образовательный процесс переносится на свежий воздух, в соответствии с возрастом воспитанников разрабатывается перспективный план на летний период. Сокращается количество занятий. Запланированные физкультурные, музыкальные занятия, изобразительная и другие виды деятельности дошкольников проводятся на свежем воздухе. Праздники, развлечения, веселые соревнования ждут ребят на открытых площадках.
Особое внимание уделяется закаливающим процедурам (солнечные ванны, обливание водой после прогулки, «тропа здоровья» и др). Именно летом начинается активный прием малышей в ДОУ. Лето минимизирует простудные заболевания характерные для периода адаптации ребенка.
2. Участок детского сада летом как площадка для игр и занятий
В теплое время года групповой участок не только место для прогулок, но и площадка для игр и занятий. Дети проводят на ней большую часть своего времени. При правильной организации малыши на площадке играют и получают определенные знания и умения. Помимо стационарного оборудования выносятся следующие материалы:
для игр в песочнице: формочки, лопатки, ведерки;
для творческой деятельности: бумага, мелки, карандаши, фломастеры, раскраски.
для трудовой деятельности: ведерки, лейки, лопатки, грабли;
для наблюдений: сачки, игрушки-вертушки, колокольчики и пр;
для спортивных игр: мячи, скакалки, кольцебросы, обручи;
для совместного чтения и просмотра иллюстраций: книги, альбомы.
Оборудование и используемые материалы безопасны для жизни и здоровья воспитанников. Как правило, они соответствуют возрасту, подходят для активных занятий. Также безопасность детей в летний период обеспечивается дополнительными гигиеническими мерами.
3. Познавательная деятельность на свежем воздухе
Прогулка – это поле для познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Под умелым руководством воспитателя дети обогащаются конкретными представлениями, проводят эксперименты, замечают и устанавливают некоторые связи между явлениями природы.
Например, исследуют растения и наблюдают: «Листик мяты приятно пахнет», «Цветы под воздействием солнечных лучей максимально раскрывают венчики и поворачиваются вслед за солнцем», «Солнце светит ярко и поэтому на улице жарко. А тучка его закрыла, и стало прохладней». На подобные природные закономерности родители зачастую не направляют внимание ребенка, в то время как в детском саду учат замечать детали и обогащают опыт дошкольника.
4. Подвижные игры в детском саду на улице
Лето – период повышенной двигательной активности на свежем воздухе. При правильной организации подвижных игр дошкольники с удовольствием включаются в игровой процесс.
Можно предложить игры малой подвижности:
Например, Игра №1 «У кого мяч?»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.
Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр руга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч.
Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2—З раза. Игра №2.
Игра №2 «Летает-не летает»
Цель: Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель говорит: Птица летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет
Игра №3 «Затейники»
Цель: формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Ход игры: Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! дружно вместе
Сделаем вот так.»
дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3—4 раза).
Игра №4 «Угадай по голосу»
Цель: Упражнять детей в построении в круг; ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание
Ход игры: Водящий встает в центр зала и закрывает глаза. Дети образуют круг, не держась за руки, идут по кругу вправо и произносят:
Мы собрались в ровный круг. Повернемся разом вдруг,
А как скажем; «Скок-скок-с кок», Угадай, чей голоиок.
Слова «скок-скок-скок» произносит один ребенок (по указанию воспитателя).
Водящий открывает глаза и пытается угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадает, этот игрок становится на его место. Если водящий не угадал, то при повторении игры вновь выполняет эту роль. Дети идут по кругу в другую сторону.
Игра №5 «Найди и промолчи»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.
Развивать качество внимательности
Ход игры: Воспитатель заранее прячет какой-либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к воспитателю и тихонько говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, педагог отмечает тех, кто оказался самый внимательный. Ходьба в колонне по одному. Игра №6.
Игра №6 «Найди предмет»
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность
Ход игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.
Игра №7 «Статуи»
Цель: развивать координацию движений, слух, физические качества, умение играть по правилам.
Ход игры: Игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч друг другу. Кто не поймает мяч, продолжает игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удается поймать мяч, то встает обратно на обе ноги; он становится на обе ноги. Если же совершается еще одна ошибка, игрок становится на одно колено. При третьей ошибке он опускается на оба колена. Если в этом положении игрок поймает мяч, он встает в исходное положение, и он продолжает игру, стоя на обеих ногах. А если постигнет неудача, придется выбыть из игры.
Игра №8 «Чем все закончилось»
Цель: развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.
Ход игры: В игре используется сказочный сюжет. Читается начало сказки, далее дети или ребенок индивидуально, должны продолжить его.
Игра №9 «Что пропало»
Цель: развивать внимание, память.
Ход игры: на стол перед детьми выкладываются различные предметы, детям дается некоторое время запомнить их. После предметы закрываются ширмой, и убирается один или сразу несколько предметов, ширма убирается, и дети говорят какие из предметов пропали.
Игра №10 «Шмель»
Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.
Мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.
Ход игры: играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный, поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.
И т. д…
Однако большая часть игровой деятельности на свежем воздухе подразумевает активные движения, разделяясь на спортивные состязания и на игры с определенными правилами. Познакомимся с некоторыми из них через описание ниже.
Игры с заданными правилами
Игры для лета в детском саду проводятся с учетом места, где располагается группа детей, и погодных условий. Особенно дети любят подвижные игры с бегом.
1.«Жмурки»
Цели: воспитывать внимание; развивать быстроту и ловкость движений.
Оборудование: платок.
Правила. Воспитатель назначает ведущего — жмурку. Он встает на середину площадки, ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем все дети разбегаются по команде, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности играющие должны предупредить жмурку словом «огонь». Если игра проходит на открытом воздухе, выбирают ровную площадку и очерчивают границы, за которые играющие выходить не имеют права. Поймав кого-нибудь, жмурка передает свою роль пойманному. Игрок, переступивший условленную черту, считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.
2.«Западня»
Цели: воспитывать внимание; развивать быстроту и ловкость движений.
Правила. Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний в другую. По сигналу воспитателя оба крута останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки отпускаются, и оказавшиеся внутри круга игроки считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.
3.«Круговая лапта»
Цели: развивать ловкость, быстроту; уметь ориентироваться в пространстве. Оборудование: мяч.
Правила. Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре — водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Игровой кон продолжается 6—8 мин, после чего детям необходимо дать небольшой перерыв.
4.«Змейка»
Цели: развивать координацию коллективных действий; уметь ориентироваться в пространстве.
Правила. Количество игроков — 6—7 детей. Один из них водящий. Участники игры, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну — «змейку». Водящий становится перед «змейкой» и старается запятнать последнего игрока. Стоящий в «змейке» первым — капитан — преграждает путь водящему: широко расставляет руки, ставит заслоны, выполняет различные движения туловищем. «Змейка» следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок — водящим. Игру можно повторять несколько раз с небольшими перерывами для отдыха.
5.«Зеркало»
Цели: развивать внимание и воображение; тренировать в запоминании последовательности движений.
Правила. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:
• повторить одиночные движения вслед за водящим;
• воспроизводить вслед за водящим серию движений в определенной последовательности;
• имитировать движения животного, птицы, насекомого, названных водящим.
Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.
6.«Ловишки на одной ноге»
Цели: развивать внимание и воображение; тренировать в запоминании последовательности движений.
Правила. Игра проводится так же, как и игра «Ловишки», но только вводится новое правило — нельзя ловить того, кто не успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено.
7.«Птицы»
Цели: развивать быстроту реакции, произвольность движений, координацию коллективных действий; уметь ориентироваться в пространстве.
Правила. Участников игры — 7—8 детей. Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные — птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице: «Ты — кукушка, ты — ласточка». Прилетает ястреб.
Хозяйка. Зачем пришел? Ястреб. За птицей. Xозяйка. За какой?
Ястреб называет, например, кукушку. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц.
8.«Кот идет»
Цели: развивать ловкость, быстроту, координацию и скорость движений; воспитывать выносливость, координацию коллективных действий; учиться ориентироваться в пространстве.
Правша. Среди играющих выбирается кот. Он находится в углу зала в своем доме. Остальные игроки — мыши, они размещаются по залу в норах.
Ведущий выходит на середину площадки и говорит:
Мышки, мышки, выходите, Поиграйте, попляшите, выходите поскорей, Спит усталый кот-злодей. Мыши выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:
Тра-та-та, тра-та-та, не боимся мы кота.
По сигналу ведущего «Кот идет!» все мыши застывают. Если какая-нибудь из них шелохнулась, кот забирает ее к себе в дом. Он ловит мышей до тех пор, пока водящий не скажет: «Кот ушел». Пойманные мыши не принимают участия в игре до смены нового кота.
9.«Красная Шапочка»
Цели: развивать внимание, сообразительность, творческое воображение; координировать коллективные действия; учиться ориентироваться в пространстве.
Оборудование: полумаска волка, красный колпачок или красная шапочка.
Правила. У ведущего — волка — картонная полумаска, а у убегающего красный колпачок. Кто его наденет, тот становится Красной Шапочкой. Этого игрока и должен ловить волк. Но красный колпачок можно передать другому игроку. Тогда волк должен уже догонять новую Красную Шапочку. Когда волк ее поймает, он передает ей свою маску и становится игроком.
10.«Космонавты»
Цели: развивать быструю реакцию, внимание; воспитывать выносливость; координацию коллективных действий; учиться ориентироваться в пространстве.
Оборудование: обручи.
Правила. Дети берутся за руки, идут по кругу и хором повторяют:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим — На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!
С последними словами все разбегаются и стараются занять места (обруч, кружок). В одну ракету могут сесть только два ребенка. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют свои маршруты (например, Земля — Луна — Земля, Земля — Марс — Земля и др.). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: З. Л. З., З. М. З. и т. д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.
и т. д.
Спортивные состязания для дошкольников
Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает такая форма двигательной активности как спортивные состязания. Дух соперничества в этом возрасте силен.
К тому же, подобные соревнования помогают безобидно выплеснуть напряжение тем детям, чье поведение в детском саду доставляет некоторые проблемы.
Можно разделить группу на команды и провести групповые соревнования. С азартом дети участвуют в перетягивании каната и подобных состязаниях.
Несколько примеров:
Эстафета «Перенеси мячик». Шарик от пинг-понга или мячик кладется в ложку, и участники команд (по одному) бегут до кегли и возвращаются назад, стараясь не уронить содержимое ложки. Эстафета передается следующему участнику. Выигрывает та команда, чьи игроки справились с заданием первыми.
Индивидуальные состязания, когда дети соревнуются друг с другом: «Кто дальше бросит мешочек с песком» или «Кто первым добежит до кегли и вернется назад» и т. д.
Спортивные игры. Два игрока стоят напротив друг друга. По сигналу ведущего они начинают перебрасывать мяч. Один ребенок находится между ними, пытается поймать или задеть мячик. Если ему это удается, то участник меняется местом с бросавшим.
5. Летние занятия в группе во время непогоды
Предусмотрена в детских садах и летняя программа при непогоде. Занятия проходят в группе. Безусловно, выручают различные конструкторы, настольные игры, пазлы, с которыми дети играют с огромным удовольствием. Их дополняют играми на развитие внимания, словарного запаса или логического мышления.
Плановое занятие воспитатель проводит со всей группой воспитанников. В свободной деятельности он может предложить поиграть небольшой группе дошколят или одному ребенку. Игровой материал подобран с определенной целью. Например, закрепить полученный ранее материал, потренировать внимание, сенсорное восприятие, активизировать словарь и т. д.
Игра «Найди предмет заданного цвета» (для 5 -7 лет). Ведущий называет цвет и предлагает дошкольникам, оглянувшись вокруг, найти предметы заданного цвета. Выигрывает тот участник, который назовет предмет последним.
Игра «Снаружи – внутри» для детей 6 – 7 лет. Цель: научить соотносить понятия «большое — маленькое», «внутри — снаружи». Ребенку называют пару предметов и просят сказать, что может находиться внутри, а что снаружи. Варианты: дом – подушка, котлета – кастрюля, рыба – река, сахар – чай и т. д. Дошкольник должен объяснить свой выбор. Иногда у окружающих возникает желание присоединиться, и игра продолжается увеличенным составом.