Светлана Ребро
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников (март)
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты. Старший возраст март
Живая природа Зеленые фигурки
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу. Семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва, алгоритм деятельности
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников (март)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Педагог предлагает письмо-загадку с использованием незаконченного алгоритма опыта с неизвестными семенами и предлагает выяснить, что вырастет. Проводят опыт по алгоритму : пропитывают водой несколько бумажных салфеток, положенных друг на друга; раскладывают их в формочки для печенья; засыпают туда семена, распределяя по всей поверхности; салфетки увлажняют каждый день. Часть семян помещают в горшок с землей и присыпают почвой. Наблюдают за ростом кресс-салата. Сравнивают растения и оформляют отгадку в виде модели зависимости растения от факторов внешней среды: свет, вода, тепло + почва. Делают вывод: в почве растения крепче, дольше живут.
Неживая природа! Солнечная лаборатория Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Листы белого и черного картона Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!
Физические явления Как происходит извержение вулкана?
Познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения.
картинка с изображением вулкана, карта Рос сии; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений, цветные карандаши; чайные ложки, пипетка.
К детям приходит дедушка Знай.
Воспитатель. Дедушка Знай, сегодня дети хотят задать тебе вопрос «Что такое вулкан?».
Дед Знай. Прежде чем ответить на этот вопрос, я рас скажу вам легенду. Жил на свете бог по имени Вулкан. И нра вилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяже лым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работа ет»,— со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение. Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер.)Воспитатель. Кратер вулкана — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть — это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жид кость, выходящая из вулкана, называется лавой. Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать (рис. 32). Подумайте, из чего можно сделать основа ние вулкана. Давайте склеим конус из плотного картона. Из чего сделаем жерло? Можно вставить внутрь конуса пустую пластмассовую банку. А секрет изготовления лавы узнаете, если будете внимательны. Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жид кость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя.) Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Что наблюдаете? Как я изготовила лаву? Хотите повторить этот опыт сами?Детям предоставляется возможность самим приготовить состав для лавы, но уксус добавляет воспитатель. Воспитатель. Вулканы извергаются по-разному. Иног да они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».Дедушка Знай, а у нас в стране есть вулканы?Дед Знай. Да, есть и много. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах (пока зывает на карте).
Воспитатель. Дети, давайте зарисуем вулкан.
Дети рисуют вулкан, показывают свои рисунки дедушке Знаю.
Человек Кожа Формировать представление детей о коже, развивать опытно-исследовательскую деятельность. Емкости с водой., иголка. Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? (Боль). Догадайтесь, почему человеку больно, когда он поранит кожу? (Кожа чувствует боль). Представьте, что человек поранил спину. Если бы кожа не чувствовала боль, он бы не заметил рану. Что бы случилось? (Попали бы микробы, заболел).Почему после порезов остаются шрамы, а не раны? (Кожа зарастает).
Намочить одну руку в воде, другую оставить сухой. Подуть на обе руки и сделать вывод, что влажной руке холоднее. (Для чего на коже выступает пот, когда человеку жарко).
Вывод: кожа очень важна для нашего организма. Она помогает человеку почувствовать тепло, холод, жару, мороз, боль, в какой - то мере заменяет глаза. Помогает человеку защититься от микробов.
Предметное окружение Электричество Мы с вами говорили, что в дом электричество поступает по проводам. Но я могу зажечь карманный фонарик и без проводов. откуда в нем электричество? (В нем есть батарейки.) Значит, в батарейках есть электричество. Надо это проверить. Берем батарейку (крона) и приставляем к ней лампочку от карманного фонарика. Почему загорелась лампочка? (Батарейки хранят электроэнергию.)
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество.