Альфина Нурмухаметова
Опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нурмухаметова Альфина Фердэновна, воспитатель МАДОУ Детский сад 18 Свердловской области г. Красноуфимска.
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.
Публикация «Опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей.
ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной.
Исходя из выше сказанного одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Основные здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья, мною использующаяся систематично в группах, в которых я работаю:
• Подвижные и спортивные игры — проводятся, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате, со средней степенью подвижности.
• Закаливание детей: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, ежедневные прогулки. Летом – солнечные ванны, хождение босиком по песку;
• Релаксация — использование спокойной классической музыки (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
• Пальчиковая гимнастика — проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
• Гимнастика для глаз — проводится по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
• Дыхательная гимнастика —проводится после интенсивных физических упражнений, как часть утренней гимнастики или НОД по физ. воспитанию.
• Гимнастика после сна – хождение по массажным дорожкам, повторение движении за воспитателем под музыку.
• Артикуляционная гимнастика — проводится в утреннее время и перед НОД по речевому развитию.
• Физкультминутки - на каждой образовательной деятельности.
• Утренняя гимнастика.
Для использования в работе данных здоровьесберегающих технологий в нашем садике есть вся необходимая материально – техническая база:
В спортивном зале имеется все необходимое для занятий и подвижных игр.
В каждой возрастной группе нашего садика имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
В этом уголке находятся: массажные коврики для профилактики плоскостопия, дорожки здоровья, мячи, кегли, мячики для массажа, так же различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические игры.
Самая полюбившаяся из них для меня является пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша ясельной группы с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенок запоминает текст и движения, затем дома показывает и рассказывает родителям. Вследствие чего, ответственные родители заучивают вместе с ребенком и проделывается работа и в садике и дома.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо, этого такая гимнастика способствует развитию:
• осязательных ощущений;
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
• массаж;
• действия с предметами или материалами;
• пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Использование пальчиковой гимнастики с младшего возраста помогает мне во время непосредственно-образовательной деятельности: нередко мы с детьми в подготовительной группы проводим их как физкультминутку.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Здоровье ребёнка превыше всего,
Богатство Земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Приложение
***
ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ
1. Массаж ушных раковин
Цель: воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").
2. Массаж головы
Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
2. "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг Друга.
3. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок".
3. Массаж лица
Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.
1. Поглаживает лоб, щеки, от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам.
4. Массаж рук
Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.
4. Трут "мочалкой" всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; "смывают водичкой мыло", ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и "стряхивают воду".
5. Массаж ног
Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах.
1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног. Растирает стопу, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе.
***
Массаж «МАЛЯР»
Дети выполняют массаж, сидя в кругу, спиной друг к другу.
(1) Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(2) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(3) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(4) Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(5) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(6) Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(7) А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!
1 - ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх - вниз
2 - на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём»,
как метлой, ладонью и пальцами
3 - нажимаем указательным пальцем – «колем»
4 - круговые движения по спине
5 - растирание ребром ладони – «пилим»
6 - скользящие движения ребром ладони – «косим»
7 - пальцами постукиваем ритм мелодии
***
Самомассаж подушечек пальцев «Медведь»
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминать один палец:
Шёл медведь к своей берлоге, (мизинец правый)
Да споткнулся на пороге. (безымянный правый)
«Видно, очень мало сил (средний правый)
Я на зиму накопил»,- (указательный правый)
Так подумал и пошёл (большой правый)
Он на поиск диких пчёл. (большой левый)
Все медведи – сладкоежки, (указательный левый)
Любят есть медок без спешки, (средний левый)
А наевшись, без тревоги (безымянный левый)
До весны сопят в берлоге. (мизинец левый)
***
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, в ладони зажат мячик-шарик, надо не уронить). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)
Но купили мы арбуз - (большие пальцы)
Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, зажимая шарик,
большой отводят вверх)
***
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Самомассаж фаланг пальцев зубными щётками. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок, (дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок, (средний палец)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)
Лук и немного горошка. (мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали. (разминают мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный палец)
Квасили, ели, солили, (средний палец)
С дачи домой увозили. (указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород. (машем - пока)
***
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек»)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп (движения воображаемой ложкой)
И спать легли. (руки под щеку)
***
Артикуляционная гимнастика
«Чистим зубки»
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
***
ФИЗ. МИНУТКА «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА»
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг! («нарисовали» руками круг)
***
ФИЗ. МИНУТКА «ЕСЛИ ТЫ ЗАМЕРЗ»
Замёрзли пальчики немножко, (шевелят пальцами обоих рук)
Мы их просто разотрём, (трут пальчиками друг по другу)
И похлопаем в ладошки, (хлопают)
Тёплый воздух в них вдохнём. (ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони)
Если носик, щёчки тоже (показывают указ. пальцами на нос и щёки)
Замерзают на морозе, (прижали ладони к щекам)
Аккуратно их потрём, (трут щёки)
Но не снегом, а рукой. (трут нос)
Если холодно ногам – (перекатываются с пятки на носок)
Бегать, прыгать надо нам. (бегут и прыгают на месте)
Если всё же ты замёрз – (обнимают себя)
Уходи с прогулки прочь! (шагают к стульчикам и садятся)
***
ФИЗ. МИНУТКА «ДЕЛАЙ КАК Я»
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головой,
Повторяйте все за мной.
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось
И вперед слегка нагнулось.
Стала ровною спина,
Как березонька стройна.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
***
Самомассаж рук «Орех»
Дети катают грецкий орех между ладонями (по кругу, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
***
ФИЗ. МИНУТКА «ЗАРЯДКА»
Ну-ка, встанем по порядку.
Начинается зарядка!
Чтобы нам скорей проснуться,
Нужно дружно потянуться!
Ручки вверх мы поднимаем!
Даже тучки задеваем! (Руки вверх, стоя на носках (3—4 р.)
А теперь проснись головка, (Наклоны головы вперёд-назад,
Поворачивайся ловко! вправо- влево (по 2 р.)
Ручки просыпаются, (Взмахи руками вперёд-назад,
Туда- сюда качаются! в стороны-вниз (по 2 р.)
А теперь проснитесь ножки. (Наклоны с поглаживанием ног (2 р.)
И шагайте по дорожке! (Непродолжительная ходьба)
***
Тренинг по саморегуляции «Лимон»
Мысленно следует представить, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно сжимать его до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните эти ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. И запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Желательно проводить упражнение сидя, с закрытыми глазами.
***
Логоритмика «Лежебока рыжий кот»
Цель: разучивание стихотворения, сопровождаемое движениями.
Лежебока рыжий кот (показать ушки)
Отлежал себе живот. (погладить животик)
Он и ночью спал, (ручки под правой щёчкой)
Он и днем не вставал. (ручки под левой щёчкой)
На кошачью беду (показать ушки)
Принесли коту еду. (сложить ладони вместе – миска)
Кушать хочется, (облизнуться)
Да лень ворочаться. (покачаться влево – вправо)
Вот и ждет рыжий кот (показать ушки)
Может миска подползет! («бегут» указательный и средний пальцы)