Марина Варыгина
Опыт внедрения технологии критического мышления в работу педагогов дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Опыт внедрения технологии критического мышления
в работу педагогов дополнительного образования НОТУ «Ступеньки»
Автор: Варыгина Марина Викторовна,
Методист НОТУ «Ступеньки»
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами стоит задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей.
Публикация «Опыт внедрения технологии критического мышления в работу педагогов дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. В качестве «нового компонента» педагогический коллектив авторской школы «Ступеньки» выбрал современные педагогический технологии. В годовой план работы была включена задача «Продолжить работу по внедрению новых форм работы и педагогических технологий».
Не менее важная задача, которую постоянно приходится решать нашему коллективу, это задача сохранения и увеличения контингента воспитанников, повышение конкурентноспособности и имиджа учреждения.
Целью настоящего опыта является:.
Изучить и внедрить в образовательную деятельность педагогов дополнительного образования авторской школы «Ступеньки» технологию критического мышления в 2023-2024 учебном году для актуализации методических навыков педагогов, формирования положительной мотивации к обучению у воспитанников, сохранения и увеличения количества воспитанников в учреждении, укрепления статуса учреждения.
Задачи опыта:
- изучить принципы и приемы технологии критического мышления;
- апробировать приемы технологии критического мышления на занятиях;
- обобщить и транслировать опыт использования приемов технологии критического мышления.
Познакомившись с разнообразными приемами технологии критического мышления, педагоги выбрали те методы, которые возможно применить в нашей системе дополнительного образования с учетом возраста воспитанников.
Большинство методов рассчитаны на более взрослую аудиторию учащихся, которые умеют читать. Мы выбрали методы, которые подходят для дошкольников.
«КОРЗИНА ИДЕЙ»
Алгоритм работы:
1. Предложить воспитанникам вспомнить и называть все, что они знают по теме.
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
«КРУГИ НА ВОДЕ»
Алгоритм работы:
1. Выбрать слово из 5-6 букв, записать его в столбик.
2. Придумать с воспитанниками и написать рядом с каждой буквой существительное, начинающееся с данной буквы.
Например:
С - слон
А - ананас
Н - ножницы
К - крокодил
И - иголки
3. Составить рассказ с использованием всех слов. Название рассказа – исходное слово («Санки»).
«ДИАГРАММА ВЕННА»
- прием, который позволяет сравнить, найти сходство и отличие. Это два (или больше) круга, которые перекрываются посередине.
Каждый круг представляет один элемент, который сравнивается.
Область, где пересекаются круги, содержит свойства, общие для элемента 1 и элемента 2.
Например:
Куда поместить помидор?
круглый красный
«ДАНЕТКА»
Необходимо отгадать загаданное слово. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет».
В математике можно использовать знаки + и -, на других уроках сигнальные карточки за и против (красный, зелёный).
«КУБИК БЛУМА»
Учит задавать вопросы самого разного характера. На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни»,
«Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
«СИНКВЕЙН»
Правила написания синквейна:
— первая строка – тема стихотворения, одно существительное;
— вторая строка – описание темы, два прилагательных;
— третья строка – описание действия в рамках этой темы, три глагола;
— четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
— пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Использование приёмов данной технологии позволяет решать ряд важных педагогических задач:
• Поддерживает активность на уроке.
• Способствует тому, чтобы учащиеся сами формулировали и задавали
вопросы.
• Помогает выражать собственное мнение.
• Поддерживает мотивацию к учению.
• Воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.
• Развивает навыки работы с текстами, идеями, большим объёмом
информации.
• Развивает умение работать сообща.
Таким образом, изучение и внедрение Технологии критического мышления в практику работы укрепило позиции педагогов филиала в модернизации и преобразовании воспитательно-образовательного процесса.
Применение новых методов помогло каждому пополнить свой профессиональный багаж, вовлечь детей и родителей в новую интересную деятельность. У нас получилось поднять статус учреждения и повысить конкурентоспособность филиала.