Лена Родимушкина
Опыт работы воспитателя детского сада по проекту «Планета профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №9 имени
генерала Аркадия Николаевича Ермакова»
Проект
ПО ТЕМЕ: «Планета профессий».
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
МБОУ «ЦО№9 (строение 4)
Родимушкина Е. В.
г. Тула.
«В том, что касается будущего, я повторяю одно:
Публикация «Опыт работы воспитателя детского сада по проекту „Планета профессий“» размещена в разделах
за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца.
Не обязательно достигать какого-то звездного успеха,
но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно» .
Де Ниро Р.
Еще с малых лет каждому ребенку хоть раз, но задавали вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь, какая профессия тебе нравиться?»
Так как же выбрать ребенку профессию, и в каком возрасте? Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Вопрос об определении профессии возникает обычно у детей в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Но практика показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с дошкольниками. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже с детского сада, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Детский сад – это первая ступень единой и непрерывной системы образования в РФ. Как считают опытные воспитатели и педагоги, именно в стенах дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности.
Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.
Турецкому поэту Назиму Хикмету принадлежит очень хорошая фраза:
«Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой».
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Аннотация.
В настоящее время, в век технического совершенства информации в системе дошкольного образования ставится перед современными педагогами задачи воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Следовательно, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.
С этой целью мной был, разработан проект «Планета профессий (профессии наших родителей)». В ходе его реализации используется принцип индивидуального подхода к участию совместной деятельности родителей и детей.
Актуальность проекта заключается в формировании ценности профессии, правильного выбора и образ жизни.
Знакомство с профессией - это один из самых важных этапов в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем.
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В этом возрасте у ребёнка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад.
Дети, часто подражая своим родителям и на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастишь?» они отвечают «хочу быть как мама или папа». Но беседуя с детьми, выясняется, что дети недостаточно осведомлены о профессиях не только в целом, но они не знают даже где и кем работают их родители.
Поэтому очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных особенностях, которые требует та или иная профессия, расширять кругозор детей о труде взрослых, применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх, жизненных ситуациях, что способствует их связи с социумом.
Проблема
Проблема состоит в том, что в последнее время для молодого подрастающего поколения утрачивается ценность труда. Отсюда вытекает и гипотеза данного проекта.
Гипотеза
Если мы начнём говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то наши дети научаться уважать труд человека любой профессии, гордиться профессиями своих родителей, а вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?» не застанет наших детей врасплох.
Цель проекта :
Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса детей о различных профессиях, их ценностях через создание единой системы работы между ДОУ, и семьёй.
Задачи:
- формировать представления о профессиях, в соответствии с возрастными особенностями;
- вызвать у детей интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
привлечь внимание детей к проблеме будущего выбора профессии.
развивать социально-коммуникативные навыки, связную речь, образные представления, воображение, память, мышление.
систематически вести просветительскую работу среди родителей о профориентации детей дошкольного возраста.
Вид проекта :
Долгосрочный, обзорный, информационный, ознакомительный, познающий и общеразвивающий.
База реализации: МБОУ «ЦО №9» строение 4
Участники проекта : воспитанники, воспитатель Родимушкина Е. В. родители воспитанников.
Реализация проекта предполагает :
совместную деятельность родителей и детей;
взаимодействия воспитателя с родителями;
взаимодействие воспитателя с детьми;
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Предполагаемые риски:
родители не заинтересуются темой проекта,
родители недостаточно компетентны в этой теме.
Предполагаемые результат:
сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и группы детского сада; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
повышение уровня профессионального мастерства педагога,
обобщение и распространение педагогического опыта воспитания и обучения воспитанников к различным профессиям и труду людей по данному направлению.
Этапы реализации проекта :
1 этап. - Организационно-подготовительный
разработка перспективного плана реализации проекта
изучить методическую литературу по данной теме;
провести анкетирование родителей и детей по выявлению запросов и интересов;
составить проект по образовательной деятельности,
составить сценарий досуга «Профессии разные, профессии нужные»,
составить конспект по О. О. Д. с викториной «Отгадай профессию»
подготовить презентации по темам, «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессии моих родителей»,
дополнить развивающую предметно-пространственную среду:
разрезными картинками с инженерными профессиями;
загадками и сказками о профессиях;
познавательными мультфильмами;
организация мини-музеев по профессиям технической направленности
подготовить альбомы для рассматривания «Все работы хороши, выбирайте от души», «Древние забытые профессии»,
подготовить экскурсии в мед кабинет, кухню, прачечную, посмотреть на работу дворника.
Проведение консультаций и информирование родителей о ходе реализации проекта через родительскую группу в контакте, родительский уголок и стенды.
2 этап – Основной
Цель:
приобщение воспитанников группы и их родителей (законных представителей) к работе в проекте.
Задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
№ В семье В детском саду
1. ежедневное чтение детям художественных произведений;
1. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
2. В. Маяковский «Кем быть?»
3. С. Михалков «А что у вас?»
4. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
5. Я. Аким «Мой брат Миша» ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
1. Ю. Крутогоров «Профессии»
2. Л. Тактаева «Кем быть?»
3. Б. Заходер «Строители»
4. Н. Мигунова «Любимые профессии малышей»
2. беседы о труде людей. беседы о труде людей, трудолюбии и лени, о профессиях родителей, о значимости труда в жизни каждого из нас, о предметах, облегчающих труд человека:
«Что такое профессия?»
«Для чего людям трудиться?»
«Что нам нужно для работы?»
«Что значит быть трудолюбивым?»
«Хорошо ли быть ленивым?»
3. Выучить стихи о профессиях. Ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками о труде и лени (с опорой на иллюстрационный материал, пояснением их смысла).
Формы работы :
Участники Формы взаимодействия
Воспитатель воспитанник основная образовательная деятельность;
чтение детям художественных произведений и детской периодики о труде;
организация книжной выставки «В мире профессий» в группе;
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;
выставки поделок и детских рисунков и по профессиям;
экскурсии в медицинский кабинет, кухню, прачечную.
Воспитатели, родители анкетирование родителей
наглядное информирование
родительские собрания
рекомендации для родителей
консультация для родителей:
памятки презентации для родителей воспитанников в закрытой группе в социальной сети в контакте.
Родители, воспитанники изготовление детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям о труде;
экскурсии в организации родителей;
заучивание с детьми про профессии;
беседы «Кем ты хочешь стать?»;
беседы об уважении человеческого труда;
привлечение ребенка к домашним делам.
Перспективное планирование.
Название мероприятия Участники Ответственный.
Оформление стенда «Папа, мама, я-дружная семья» Воспитатель Воспитатель
Анкетирование родителей. Родители, воспитатели. Воспитатель :
Родимушкина Е. В.
Организация книжного уголка в группе: «В мире профессий» Воспитатель, воспитанники. Воспитатель :
Родимушкина Е. В.
Знакомства детей с творчеством; В. Маяковского, Ю. «Кем быть?» Воспитанники, родители,
Воспитатель. Воспитатель :
Родимушкина Е. В.,
Ежедневные утренние беседы «Рассказ о прочитанной книге» Воспитанники, родители,
воспитатель. Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Путешествие по выставке «Профессии моих родителей» Воспитанники, родители,
воспитатель Воспитатели :
Родимушкина Е. В.,
Родительское собрание на тему: «Профессии наших пап и мам» Родители, воспитатели. Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Знакомства с творчеством Н. Мигунова «Любимые профессии малышей». Воспитанники, родители, воспитатели Воспитатель :
Родимушкина Е. В.,
Знакомства с творчеством
С. Михалков «А что у вас? Воспитанники, родители, воспитатели Воспитатель :
Родимушкина Е. В.,
Семинар-практикум с родителями на тему: «Профориентация детей дошкольного возраста». Родители,
воспитатель Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Знакомства с творчеством
Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» Воспитанники, родители, воспитатель. Воспитатель :
Родимушкина Е. В.,
Проведение досуга по теме «Профессии разные, профессии нужные», Воспитанники, родители, воспитатель Воспитатель :
Родимушкина Е. В.,
Анкетирование родителей и детей, сбор отзывов Воспитатель, родители, воспитанники Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Дидактические игры:
Назови профессию по результату труда;
Назови лишний предмет;
Скорая помощь;
Угадай профессию по предмету
Угадай, кто я?; Воспитатели, воспитанники. Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к труду». Воспитатель Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях. Воспитатели, воспитанники. Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Консультация для родителей: «Что читать дошкольникам?» Родители,
воспитатель Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Знакомства с русскими народными сказками о труде. Воспитанники, родители, воспитатель. Воспитатель :
Родимушкина Е. В.,
Организация мини-музеев по профессиям технической направленности Воспитатель Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
ООД «В мире профессий» Воспитатель, воспитанники. Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Подготовить альбомы для рассматривания «Все работы хороши, выбирайте от души», «Древние забытые профессии», Воспитатель Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Подготовить для родителей консультацию на тему «Как помочь малышу сформировать свою самооценку и начать уважать труд остальных людей» Воспитатель Воспитатель : Родимушкина Е. В.
Подготовить презентации по темам, «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессии моих родителей», Воспитатель, родители. Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
Подготовить альбомы для рассматривания «Все работы хороши, выбирайте от души», «Древние забытые профессии», Воспитатель, воспитанники Воспитатель : Родимушкина Е. В. ,
Знакомство со сказками народов мира о труде:
Гвоздь из родного дома
Петушок и два мышонка
Катигорошек
Жил был пес
Соломенный бычок
Как пастух перехитрил царевну Воспитатель, воспитанники, родители,
Воспитатель :
Родимушкина Е. В.,
Беседа с детьми «Расскажи кем ты хочешь стать?» Воспитатели, воспитанники., Воспитатель :
Родимушкина Е. В.,
Подведение итогов реализации проекта Воспитатель, родители, воспитанники. Воспитатель :
Родимушкина Е. В. ,
3 этап – Итоговый
1. Портфолио методических материалов и разработок по реализации проекта
2. Организация итогового мониторинга, включая родителей и детей
3. Поощрение семей воспитанников, за проделанную работу.
Приложение№1
Анкета для родителей
«Что ребенок знает о Вашей профессии?»
1. Ваше образование___
2. Кем работаете? ___
3. Знает ли ваш ребенок, где и кем вы работаете? ___
4. Рассказываете ли Вы ребенку о своей профессии? ___
5. Посвящаете ли Вы своего ребенка в свою профессиональную деятельность?___
6. Рассказываете о других профессиях? ___
7. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к какой-либо профессии? ___
8. Наблюдаете ли вы со своим ребенком во время прогулок за трудом других людей? ___
9. О какой профессии мечтает Ваш ребенок?___
10. Какие условия Вы создаете ребенку для ознакомления с профессиями?
___
11. Какие, с Вашей точки зрения, представления о профессиях нужно совершенствовать?___
12. Ваши пожелания. Какими знаниями, о каких профессиях Вы бы хотели, чтобы овладел Ваш ребенок?___
Благодарим за ответы!
Приложение №2
Консультация для родителей
«Как помочь малышу сформировать свою самооценку и начать уважать труд остальных людей»
Приложение №3
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «В мире профессий»
Приложение №4.
Дидактические игры для детей 3-7 лет.