Валентина Попова
Воспитание у детей среднего возраста интереса к художественной литературе о природе
▼ Скачать
Содержание
Введение
1. Особенности работы с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой о природе.
2. Современные методы и приемы работы по ознакомлению с художественной литературой :
3. Использование художественной литературы в семейном воспитании.
Практическая часть.
1. Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой о природе в средней группе.
Введение.
Публикация «Воспитание у детей среднего возраста интереса к художественной литературе о природе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программа воспитания в детском саду ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. Репертуар литературных произведений данный «Программой» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи, с ознакомлением детей с художественной литературой.
К сожалению в последнее время наблюдается снижение роли художественной литературы и в частности литературы о природе в обучение, в воспитание дошкольников. Множество фильмов, телепередач достойно соперничает с книгой в передаче знаний о жизни животных, далеких странах, музейных сокровищах.
Как сделать работу по ознакомлению с художественной литературой привлекательной, какие использовать методы и приемы ознакомления с литературой о природе делает попытку показать данный опыт работы.
Цель работы:
Поднять на качественно новый уровень работу по ознакомлению с художественной литературой о природе;
Сделать ее эффективным средством в развитии ребенка.
Особенности работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой о природе
Детская литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображения и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста, помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе помогает всестороннему развитию дошкольника. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей -это помогает в воспитании эстетических представлений, любви и бережного отношения к природе. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребенку прочтение художественных произведений. Дети дошкольного возраста- слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателями стоит сложная задача-каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам.
А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить с произведениями понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественные формы. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, уметь ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Очень важно донести до ребенка и познавательную и эстетическую сущность литературного произведения.
К. Д. Ушинский писал: «…не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой а иногда пустой рассказ целый том разнообразных словесных толкований».
В круг детской литературы природоведческого характера входят :
произведения устного творчества русского народа и народов мира.
Потешки;Пословицы;Поговорки;Былины;Мифы;Сказания;Легенды;Загадки.
Классическая детская литература
Поэзия;Проза.
Современная русская и зарубежная литература
Принципы
работы по ознакомлению с художественной литературой о природе.
1. Принцип сочетания научности и доступности.
2. Принцип единства развития познания и чувств.
3. Принцип интеграции.
4. Принцип жанрового многообразия.
Современные методы и приемы работы по ознакомлению с художественной литературой о природе
Организации «издательской деятельности»
Для организации «издательской деятельности» в группе используется «метод транзитного пассажира» А. В. Петровского, в основе которого лежит стимулирование активной речи.
Целью использования «метода транзитных пассажиров» становится приобщение детей к журналистской деятельности и созданию книг.
Создание условий.
Для создания центра книгоиздательства понадобятся:
1. Магнитофон.
2. Писчая бумага разного формата
3. Заготовки обложек, цветная бумага, картон разного формата для изготовление закладок, украшения книг.
4. Подборка старых иллюстрированных журналов, каталогов, рекламных проспектов для вырезывания из них картинок.
5. Ножницы, скотч, дырокол, цветные ленты (шнурки, тесемки, нити) для скрепления листов.
6. Авторучки, фломастеры и прочие принадлежности для рисования и иллюстрирования книг.
7. Место для хранения и экспонирования готовых книг. «Кресло автора», которое помогает воспитывать у детей интерес и уважение к авторам произведений.
Большое значение имеет и содержательная сторона жизни группы. Взрослые должны быть готовы оказать помощь и поддержку: создавать условия, находить время для слушания и ведения записей, определять место для выставок готовых книг и отдельных записей, придумывать разнообразные мероприятия с использованием созданных ребятами текстов.
Использование художественной литературы о природе
в семейном воспитании.
В формировании речи ребенка большую роль играет окружение, а именно родители и педагоги.
С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль очень важна и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны. Многие родители считают, что умение читать и писать печатными буквами как максимум умение рассказывать стихотворения как минимум. Они стараются научить этому ребенка как можно раньше. Для этого лучше всего провести с ними беседу, анкетирование, что позволит определить наиболее приемлемые формы взаимодействия воспитателей с семьей.
Учитывая результаты анкетирования, все необходимые рекомендации педагоги детского сада размещают в «уголках для родителей».
Анкета для родителей.
1. Есть ли у тебя место дома, где ты можешь посмотреть книги, порисовать?
2. Приходят ли к тебе друзья поиграть?
3. Любишь ли ты когда с тобой играют мама, папа, бабушка?
4. Любишь ли ты играть с родителями в игры со словами?
5. Читают ли тебе родители книги? Любишь ли ты чтение?
6. Нравится ли тебе слушать стихи? А сказки? Что больше?
Консультации. Листовки с рекомендациями.
1. «Как правильно читать книгу детям».
2. «Как проводить беседу по художественному произведению».
3. «Дидактические игры по художественным произведениям :
«Докончи сказку»
«Подбери картинку»
«Узнай героя»
4. Списки необходимой литературы.
Я провожу консультацию о театре, играх- драматизациях как важнейших способах разностороннего развития речи, методах игрового речевого общения с ребенком. Мы рекомендуем начинать с простого - разыгрывания сказки с заместителями. Этому родители учатся в процессе игрового тренинга, где они выступают в роли детей, а воспитатель в роли родителей. Например, разыгрывания сказку «Рукавичка» (в начальном варианте, можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимся по размеру кружками, а рукавичку- самым большим кружками, разыгрывает сюжет.
Задание можно усложнить. Так, с помощью кружков- заместителей взрослый «загадывает» любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать ее. Такой вариант допустим, когда дошкольник уже хорошо знаком со сказкой и может отвечать на вопросы по его содержанию. Следующий этап - предложить самому ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней.
Далее мы советуем заменять кружки игрушками, изображающими героев. Игры- драматизации с их использованием дает возможность для быстрой смены ролей. Только что ребенок держал в руках игрушечного волка и говорил хриплым «волчьим» голосом и тут же берет колобка и озвучивает его тоненьким голоском.
После этого возникает игра «за двоих», которая чрезвычайно полезна не только для речевого, но и общего развития ребенка.
При систематическом использовании театрально - игровой деятельности под руководством взрослого можно добиться хороших результатов и подойти к созданию домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и сверстники ребенка. Поэтому мы рекомендуем родителям наших воспитанников организовывать «домашний» театр.
Посещая семьи детей, особое внимание мы обращаем на наличие книжного уголка со стихами, сказками, рассказами, так необходимыми для всестороннего развития ребенка Мы рекомендуем родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов - классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи.
В детском саду мы стараемся поддерживать такую традицию, как коллективное чтение в семье, объединяющее всех ее членов, воспитывающее любовь к литературе.
Педагоги также дают советы родителям по работе с книгой, использованию иллюстраций, наборов открыток для упражнений детей в пересказе произведений, составлении рассказов по картинкам, просмотру видеоматериалов.
В группе организуется выставка «Моя любимая книга». Ребята приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, жанр, уметь пересказать содержать содержание.
Пересказ знакомых произведений - ступенька к составлению собственных рассказов. Родители по нашему совету записывают эти рассказы или составляют книжки - малышки с иллюстрациями детей, приносят в детский сад, а мы также размещаем их на выставке. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес, парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки.