Елена Каленова
Консультация «Психомоторное и эмоциональное развитие детей»
Опыт работы
Психомоторное и эмоциональное развитие 6-ти летнего ребенка средствами выразительных экспрессивных движений в группе с ОНР из опыта Каленовой Е. Д.
Индивидуализация в стандарте провозглашается в качестве одного из принципов дошкольного образования и понимается как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, выступает субъектом образования (ФГОС ДО п. 14)
Публикация «Консультация „Психомоторное и эмоциональное развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
В группе компенсирующей направленности в которой я работаю, воспитываются дети, у которых на ряду с нарушением речи, наблюдаются проблемы психологического характера : повышенная возбудимость, капризность, неустойчивое настроение, боязливость, неуверенность в себе, нарушение внимания, двигательная заторможенность, недостаточная сформированность мелкой моторики, координации движений. Самые обычные виды деятельности вызывают у детей моей группы перенапряжение нервной системы.
Для профилактики таких проявлений в работе с детьми, я использую работу Е. В. Вербовской «Технология двигательно-экспрессивного развития ребенка старшего дошкольного возраста». Цель работы: развитие психомоторных систем ребенка средствами выразительного движения. Основой является творческая деятельность детей. Ребенок творит по образцу, по образу прочитанной сказки, услышанной музыки. Занятия строятся на основе мимики и пантомимики, двигательной экспрессии. В процессе занятий осуществляется развитие разных сфер целостного развития ребенка : двигательной, познавательной, эмоциональной, социальной. Работа проводится как в совместной деятельности детей, так и в самостоятельной деятельности, где я выступаю то участником ситуации, активно увлекаясь и показывая образец, то наблюдателем.
Занятия по двигательно-экспрессивному развитию детей включены в учебный план группы и проводятся один раз в неделю, вместо одного из физкультурных занятий. Занятия строятся на подборе игр: эмоциональных, подвижных, игр на развитие крупной и мелкой моторики и обязательно включают игры на основные виды движения, развития физических качеств.
В вводной части (2-3 мин) обычно провожу игры на объединение в круг («Повтори за мной», «Слушай и делай», «Деревья, кусты, трава»). Это игры на концентрацию внимания, подготовка к следующей части занятия.
Основная часть – это работа над образом. Это может быть животное: обезьяна, которая любит бегать, играть, есть бананы и всех изображать. Может быть дерево со стволом (туловище, ветками (руки, листьями (кисти). Ребенок придумывает свою историю про дерево, танец для своего дерева. Здесь я учу детей не только свободно владеть своим телом, но и контролировать его. Например, в игре «Механическая игрушка», детям предлагаю одно крупное движение поделить на 2-3 мелких. В конце основной части предлагаю отдых с элементами расслабления.
В заключительной части (выполнение творческих заданий, расслабления) : 1. Предлагаются игры на развитие внимания и памяти («Сигналы»); 2. Хороводные игры; 3. Игры с элементами творчества («Волшебные превращения», «Волшебный бинокль» – дети смотрят в воображаемый бинокль и рассказывают что они видят); 4. Игры на развитие фантазии : «Придумай танец своей снежинке», «Узнай и изобрази» («мяу» - кот, «кар» - птица).
Что бы помочь ребенку представить и воспроизвести в памяти предметы, явления, я использую рисунки, картинки, схемы. Повышает интерес и использование стихов, загадок, потешек. Помогает войти в образ использование масок, элементов костюма и, конечно же, музыка. Практически все объяснения реализуются в движении. Это позволяет включить в работу всех детей и усвоения материала происходит быстрее.
Снять мышечное и психоэмоциональное напряжение помогают упражнения по психогимнастике. В процессе упражнений дети обучаются выразительным движениям. А выразительные движения – это компонент эмоций. И, я учу детей регулировать эмоции, подчинять их воле, разуму. Занятия проходят в игровой форме, когда дети создают свои образы, придумывают свои движения («Птичка», «Осьминог», «Бабочка», изображая руками истории, которые мы вместе придумываем. Иногда, изображать можно другими частями тела («Любопытный нос», «Несговорчивый ум»). Такого типа игровые занятия включены в разные виды деятельности: ФЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Их использую на зарядке, физической культуре, физкультминутках.
Работа ведется в тесной взаимосвязи со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.
Так же важно сотрудничество с родителями. Для родителей, в рамках родительского клуба «Коротко да ясно, оттого и прекрасно», я провела:
1. Семинар «Развиваем руки – развиваем речь, интеллект, готовим мышцы к письму».
2. Беседы: «Как надо смотреть телевизор», «Компьютер и детская агрессивность», «Полюбите читать книги. Создание домашней библиотеки».
3. Лекции: «Сенсомоторное развитие ребенка», «Что такое двигательно-экспрессивное развитие ребенка».
4. Были предложены комплексы игр для развития мелкой моторики детей, игры на развитие внимания, равновесия, слухо-моторной координации.
5. Тематические консультации : «Выходной с пользой для здоровья».
6. Индивидуальные консультации с родителями.
7. Совместные культурно-досуговые и спортивные мероприятия: «Мой папа – самый лучший», «Веселые старты».
8. Работает информационные стенд.
9. Выпуск фоторепортажей, сбор семейных фотосессий о домашней физкультуре.
Такая работа способствует положительной динамике:
1. Дети умеют ориентироваться в схеме своего тела.
2. Знают названия частей тела, пространственные характеристики.
3. Могут определить, прожить и воспроизвести эмоциональное состояние по образцу.
4. Увеличился объем внимания, памяти.
5. Дети пытаются самостоятельно создавать свой образ под музыку.
Можно сделать вывод, что работа является плодотворной.