Ирина Гряколова
Опыт работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.
Публикация «Опыт работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Темочки
К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки вовсю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками.
В процессе повседневной работы с детьми стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды.
В детском саду с первых дней приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье или стали мокрыми штанишки.
В начале учебного года начинаем работу по привитию таких полезных привычек, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. Позже малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле освоение и применение культурно-гигиенических навыков для малышей - это целая наука.
Как и все сотрудники нашего ДОУ, мы, воспитатели первой младшей группы, работаем по основной образовательной программе дошкольного образования «Детство» Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. В данной программе определены и поставлены задачи по воспитанию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Ежедневно выполняя эти задачи, закрепляются умения перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Для воспитания у детей опрятности при приеме пищи используются нагрудники. Некоторые малыши умеют есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Некоторые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.
После приема пищи предлагаем детям пользоваться салфеткой после еды, вначале с помощью воспитателя : ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.
Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых. Многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.
С первого дня пребывания детей в группе начинается также работа по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учим снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку.
Собираясь на прогулку, показываем детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на лавочки. Я учу их натягивать колготки и носки. Порой бывает легче одеть ребенка, чем ждать, когда он сделает это сам, но мы не спешила идти на помощь. Есть детки, которые хорошо справляются сами, но у большинства не получается, а есть такие малыши, которые даже не пытаются одеваться. Чтобы заинтересовать детей мы приносим в раздевалку мягкую игрушку, которая помогает создать определенный эмоциональный настрой. Например, Зайчонок наблюдал, как малыши одеваются на прогулку. Малыши очень любят, когда во время одевания с ними разговаривают. Практика показывает, что индивидуально-речевое общение с ребенком помогает не только в активизации его словаря, но и в воспитании необходимых навыков. Например, говорю Оле: «Посмотри, какая красивая у тебя кофточка, теплая, красного цвета», и она охотно ее надевает.
При возвращении с прогулки напоминаю, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять куртку и повесить в шкаф. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение для малыша, поэтому за каждое очередное достижение всегда высказываю похвалу.
В начале учебного года дети учатся умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но большинство из них умываться не умеют: подставят руки под струю и держат.
Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, объясняет, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Позже дети стараются сами повторять эти короткие стихи. К умывальнику подходим умываться подгруппой. Показываем детям, что сначала надо намочить руки. Я даю ребенку кусочек мыла, показываю, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем. Напоминаю, что умывая лицо, голову следует наклонить над умывальником, чтобы не облить рубашку или платье.
В группе у каждого ребенка есть своя расческа. Учим детей причесываться перед зеркалом, хвалим за опрятность и умение обслуживать себя. Навыки детей закрепляем в игре, например, малыши, не раз бывавшие в настоящей парикмахерской, охотно исполняют роль парикмахера.
Постепенно дети овладевают основными навыками самообслуживания. Требования к малышам постепенно усложняются. При этом мы придерживаемся правила: все, что ребенок может сделать сам, надо требовать от него выполнять самостоятельно.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. Мы, воспитатели, стараемся, чтобы малышам было интересно учиться. Поэтому мы с ребятами учимся играя. Играя, стараемся добиваться от малышей чёткого выполнения действий, их правильной последовательности.
Вот так мы ведём систематическую и целенаправленную работу с малышами, обучая их полезным привычкам. Систематическое привитие навыков отражается на всем поведении ребенка: он становится более активным, у него развиваются наблюдательность, память.
Знание правил поведения и умение их использовать дает возможность ребёнку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.