Наталья Маякова
Опыт работы по теме «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мнемотехника»
Подготовила: Маякова Н. В.
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте — это развитие у детей речи. Речь играет важную роль в психическом развитии, связана с мышлением и сознанием.
Публикация «Опыт работы по теме „Мнемотехника“» размещена в разделах
Мнемотехника для дошкольников актуальна, так как в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Запоминание чаще всего происходит случайно, когда предмет или явление попадают в поле зрения ребенка. Если же ребенок пытается запомнить что-то абстрактное, не подкрепленное наглядной картинкой, успех не гарантирован.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление, воображение и внимательность. Она также способствует обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотаблицы представляют графическое изображение персонажей, явлений природы и других элементов, выделяя основные смысловые связи. Они помогают детям организовать последовательный рассказ.
Я использую мнемотехнику при обучении рассказам, пересказам, чистоговоркам, загадкам, в процессе ознакомления с окружающим миром и стихотворениям.
Работа с мнемотаблицами проходит в три этапа: анализ таблицы, перекодирование информации и пересказ.
Принцип занятий по данной методике во всех случаях практически одинаков. Для заучивания стихов последовательность действий будет такой:
1. В начале занятия вы читаете стихотворение. Старайтесь прочесть его выразительно и эмоционально, заинтересовав ребенка.
2. Предложите выучить стишок наизусть.
3. Объясните ребёнку значение непонятных слов и выражений, убедитесь, понял ли он содержание стихотворения.
4. Читайте по одной строчке, указывая на соответствующие изображения в таблице.
5. Попросите его повторить за вами строчку.
6. После нескольких повторений ребёнок может попробовать сам рассказать то, что запомнил, опираясь на картинки.
При этом задействуются сразу несколько каналов восприятия: слуховой (мы озвучиваем дошкольнику содержание материала, зрительный (он видит соответствующую картинку, дигитальный (он осознаёт содержание стихотворения, понимает, о чём идёт речь, а также в процессе включается эмоция интереса, способствующая запоминанию.
Самостоятельное составление рассказа или пересказ текста строится по той же схеме: когда ребёнок в процессе опирается на картинки, расположенные в определённой последовательности, он не запутается в содержании и порядке действий. Получается своеобразный рассказ по плану. Это тренирует формирование связной речи и произвольной памяти, учит запоминать логическую последовательность действий.
Материал, который необходимо запомнить, следует разбить на фрагменты: чем подробнее, тем лучше. Лист бумаги делим на квадраты по числу фрагментов и рисуем в ячейках получившейся таблицы изображения. Каждая картинка должна соответствовать одной из частей текста. Для занятий с детьми 3–5 лет иллюстрации лучше сделать цветными, яркими, привлекающими внимание. Старшим дошкольникам уже можно предложить чёрно-белые схемы, а при желании добавить в таблицу сам текст. Ребёнок сам может нарисовать картинки, используя образы, с которыми у него ассоциируется содержание материала – тогда зашифрованные в таблице сказка или стихотворение запомнятся ещё быстрее. Таким образом, мнемотехника повлияла не только на развитие памяти, речи, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней; соответствовать уровню развития детей.
Этот опыт работы может быть использован в дошкольных учреждениях и дома.
Использование приемов мнемотехники, безусловно, дает положительные результаты в формировании у детей навыков составления связных, развёрнутых высказываний. В ходе целенаправленного обучения дети достаточно освоят языковые средства, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети будут уметь описывать содержание, сохранять последовательность, отражать причинно-следственную связь событий и т. д. Это важно на данном этапе обучения, так как в современных условиях жизни от человека требуется умение добывать знания самостоятельно и оперировать ими.