Надежда Лазарева
Опыт работы «Организация экологической тропы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.
Публикация «Опыт работы „Организация экологической тропы в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основной задачей является воспитание экологической культуры у дошкольников, и, как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.
Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе – сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оторвал бутон у цветка, вырвал с корнем гриб. Ребенок выполняет эти действия, не понимая, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает? Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т. д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это – результаты нравственной невоспитанности детей.
Детям особенно свойственна подражательность, основой для которой они видят образцы поведения взрослых, их поступки, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т. д.
Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе детского сада.
Задачи: -познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; -развивать воображение, мышление, внимание, речь; -воспитывать эстетические чувства, любовь к природе
Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий чрез различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.
Последовательность действий по созданию экологической тропы:Обследование и выделение интересных объектов
Для организации экологической тропы мы обследуем и выбираем наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки:
• Наш чудесный огород
• Зелёная аптека
• Кустарники
• Метеостанция
• Тропа здоровья
• Жужжащий и ползающий мир
• Деревья нашего двора
• Птичий городок
• Поляна сказок
• Удивительные пеньки
• Привал «Место встреч»
Правила поведения на экологической тропинке в детском саду.
• Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
• - Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.
• - Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше запоминать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.
• - Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными, не следует их ловить.
Запрещается:
• загрязнять природную среду
• ломать деревья, вытаптывать растения
• беспокоить животных, разорять птичьи гнезда, обижать насекомых.
Необходимо:
- ходить по тропинкам, сохранять растения;
- подкармливать и оберегать птиц.
На экологической тропинке можно разместить различные природоохранные знаки.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.
• Экологические беседы
• Наблюдения в природе
• Целевые прогулки
• Решение экологических ситуативных задач
• Трудовой десант
• Зелёный патруль
• Лесная аптека
• Экологические развлечения
• Экологические сказки
• Составление экологических карт
• Экологические конкурсы
• Выставки и экспозиции
• Исследовательская деятельность
• Чтение художественной литературы.
• Составление синквейнов на экологическую тему
• Использование кейс-ситуаций по экологии.
В работе с детьми на экологической тропе детского сада мы:
-Используем прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Используем наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Знакомим с разными объектами живой природы (растительный мир, животные, насекомые, птицы)и устанавливаем ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Формируем чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
– Формируем умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводим на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Работа на видовых точках
На экологической тропе мы организуем разнообразную трудовую деятельность. Дети не только будут наблюдать за растениями, но и ухаживать за ними самостоятельно: делать грядки, сеять семена, рыхлить, поливать…
• На видовых точках «Деревья нашего двора» дети ухаживают за деревьями: поливают их, рыхлят вокруг землю.
• На видовой точке «Птичий городок» зимой дети с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники, подкармливают птиц, узнают о повадках и предпочтениях пернатых друзей.
•
Развивающая предметно-пространственная среда:
• Центр познавательной активности, оборудованный микроскопом, лупами, с помощью которых мы вместе с детьми планируем рассматривать камни, веточки, листья и шишки, кору разных деревьев.
• «Огород на окне», где мы планируем выращивать рассаду цветов и овощей.
• Библиотека. В ней представлена художественная детская литература о природе. Родители и дети будут иметь возможность пользоваться этой литературой.
• На экологической тропе мы играем в подвижные игры. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.
• Решаем проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»
• Свою работу мы строим на усвоении детьми системы знаний о природе.
• Способствуем формированию трудовых умений и навыков, воспитываем эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, мы будем закреплять в группе, проводить непосредственно образовательную деятельность, на которой дадим возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомить детей с новым материалом, который будем использовать на экологической тропе.
• Мы широко используем загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).
• Для самостоятельной деятельности детей мы предлагаем рассматривание иллюстраций на экологическую тему «Растения», «Животные и птицы».
Экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста:
-наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;
- изучать живые объекты в их естественном природном окружении;
- получить навыки простейших экологических исследований;
- понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.
Хочется сказать о том, что уже сделано нашей группой для организации экологической тропы: посажены деревья (берёза, сосны, рябина, сирень, есть удивительные пеньки, птичья столовая, огород, есть инструменты для трудового десанта, оборудование для исследования жужжащего и ползающего мира, лекарственных растений, камней…
Весной планируем продолжать работу по созданию экологической тропы: создать тропу здоровья, лекарственную тропу, метеостанцию. Будем пополнять демонстрационный и дидактический материал по экологическому воспитанию, сделаем новые экологические игры, пополним копилку синквейнов на экологическую тему, информацию для родителей.
И уже летом сможем вас пригласить на экскурсию на нашу экологическую тропинку! Будем рады вас всех видеть у нас в гостях!