Татьяна Чернова
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для творческого развития ребенка.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Прекрасные возможности для развития творческой личности предоставляет изобразительная деятельность, организуемая в детском саду, где ребенок творит, придумывает и фантазирует. Этому способствует использование нетрадиционных техник в творчестве дошкольников.
Нетрадиционные техники рисования – это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, увереннее и непосредственнее, помогает малышу совершенствовать зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции, формирует элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости и освоения письма.
И вот именно поэтому мною была выбрана тема «Использование современных нетрадиционных техник в творческой деятельности младших дошкольников» для изучения и дальнейшего использования в работе с детьми.
Актуальность данной работы заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. А ведь наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания.
Учитывая, важность проблемы мною было принято решение изучить и организовать работу с дошкольниками в этом направлении.
Основной целью моей работы стало создание педагогических условий для развития творческого воображения младших дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- ознакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними;
- сформировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- сформировать у дошкольников творческое мышление, интерес к художественной деятельности, художественный вкус;
- способствовать развитию желания экспериментировать, проявлять яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- воспитать аккуратность, целеустремленность;
- сформировать умение и стремление к сотрудничеству со взрослым и сверстниками.
Для успешной реализации поставленных задач в данном направлении в группе были созданы условия, которые направлены на развитие творчества каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными возможностями:
организован центр художественно-эстетического развития по изодеятельности: пальчиковые краски, гуашь, кусочки ткани, ватные палочки, поролон, бумага разной фактуры, трафареты, карандаши, книги- раскраски и т. д.
оформлены картотеки пальчиковых игр (приложение №1, №2) и сборник практических нетрадиционных способов рисования (приложение №3).
Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать материал, пособия, проявлять творчество, реализовать свои замыслы.
Работу по организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования провожу во время организованной образовательной деятельности (приложение №4, а также в свободной деятельности дошкольников утром и после сна, как с группой детей, так и индивидуально.
При организации образовательной деятельности детей, стараюсь создавать нестандартное интерактивное построение деятельности: для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начала с младшей группы, поэтому мною были использованы техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, рисование ватными палочками, оттиск печатками овощей.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки «пятнышки» на бумаге. Были проведены занятия на темы: «Снег-снежок», «Наряди елочку», «Ветка рябины».
Не меньше радости было в лицах детей во время рисования ладошками «рыбок», «птичек», «ракеты» .С каким удовольствием они «мазюкали» ладошку краской и наносили ее на бумагу.
С удовольствием ребята освоили рисование способами : печать пробками, оттиск поролоном и печатками из овощей и фруктов. Эти техники привлекают детей своей необычностью позволяют многократно изображать один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист бумаги. Мы рисовали «Вазу с фруктами», «Огород».
При помощи ватных палочек мы украшали пасхальные яйца, пасху, платье для Машеньки, варежки для мишки.
Интересна была детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этом способом легко смешивать краски. В этой технике хорошо рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получились очень необычные «Листья для березки», «Шубки для животных», «Одуванчики».
В этом году я познакомила детей с нетрадиционной техникой -рисование одноразовыми вилками, где получились такие изображения, как «Ёжик», «Грива для льва», «Травка», «Цветы».
Всем известно, что дети любят играть с песком. А теперь они узнали, что песком можно рисовать. Для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребенка.
Не меньше радости было на лицах детей во время рисования в технике скатывание бумаги, ребенок мнет руками салфетку, затем скатывает из нее шарик, после этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу («Цветок для мамы», «Тихо снег идет»).
Печать по трафарету получается путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и трафарет.
Используемые в работе с детьми нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Организуя работу с детьми, одновременно к творческой деятельности привлекались и родители. Их вниманию были предложены следующие консультации: «Как научить ребенка рисовать», «Нетрадиционные материалы и техники рисования», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» (приложение №5).
Родители принимали активное участие в мастер–классе «Нетрадиционные техники рисования», а также в изготовлении поделок, в совместном творчестве с детьми «Этот удивительный мир поделок», «Яркие ладошки».
Таким образом, можно сделать вывод, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. Полученные умения и навыки развили у детей интерес к творчеству, фантазию, воображение, пространственное мышление. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, научились создавать новое, оригинальное, реализовать свой замысел и стараться самостоятельно находить средства для его воплощения.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей у детей.