Папки-передвижки

Опыт работы «Камешки Марблс как технология всестороннего развития дошкольников»

Орлянская Татьяна
Опыт работы «Камешки Марблс как технология всестороннего развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Источники способностей

и дарований детей

- на кончиках их пальцев…»

В. А. Сухомлинский

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Современный дошкольник развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный.

Публикация «Опыт работы „Камешки Марблс как технология всестороннего развития дошкольников“» размещена в разделах

Большинство детей хорошо информированы, но в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку развития. Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте.

Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми, которые бы позволили сделать процесс обучения эффективным.

Одним из таких приемов является организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс. Камешки Марблс- это особый дидактический материал, который побуждает активность и интерес детей, который при правильном и вдумчивом подходе отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста.

Почему?

Все дети любят сокровища. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы: бусины, стразы, блестки, сломанная бижутерия, мекая фурнитура непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своим блеском. Детям нравится необычность этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся разными оттенками, необычная форма, гладкость, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И почти в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.

Исследовав мнения педагогов и родителей я выяснила, что использование камешков Марблс в педагогической деятельности встречается крайне редко, а между тем это настоящее сокровище, способствующее всестороннему развитию ребенка.

Свою работу начала с приобретения камней, коллекция получилась разнообразной камни имели не только различный цвет и фактуру, но форму и размер. Благодаря этому игры и задания удалось систематизировать по пяти областям.

Я начала реализовывать первый этап знакомства с камнями. Сначала мы их просто рассматривали выбирали самый красивый цвет по мнению детей, дальше подержали их в руках, попробовали определить на ощупь их качества, погладив их и покатав в ладонях, определяли вес камней различной формы. Также не обошлось без беседы «Почему нельзя брать камни в рот» и «Можно бросать камни». Эти простые взаимодействия сделали детей более заинтересованными. Поэтому в каждой образовательной области я стала регулярно применять игры с разноцветными камешками.

Первая область в которую я начала внедрять игры с камнями «Познавательное развитие»

Например если нам нужно познакомить дошкольника с внешними свойствами предмета (форма, цвет, величина) я предлагаю игры:

«Собери по образцу»- детям дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков. Дети украшают его, словесно комментируют цвет, форму и величину камня.

«Продолжи цепочку» ребята укладывают камни в задуманной последовательности, можно самостоятельно придумать свой узор и продолжить его.

«Составь геометрическую фигуру» дети выкладывают фигуры по контуру шаблона, можно усложнить задание и угадывать фигуру по точкам на листе (Например квадрат 4 камешка на равном расстоянии ребенок должен угадать квадрат.)

Чтобы сформировать представления о счете предлагаю детям выполнять следующие задания:

Выложи цифру

Соотнеси количество с цифрой

Математический диктант (Выложи 1 зеленый камушек, 3 желтых, 2 красных камня)

Ориентировка в пространстве (Выложи на листе в центр красный сверху синий камень, а у старших дошкольников в правый верхний угол положи желтый камень, нижний левый угол зеленый камень)

В области «Социально-коммуникативное развитие» мною были применены камни Марблс в играх «Можно или нельзя», «Хорошо- плохо» мы рассматривали ситуации, где красным камнем отмечали так поступать нельзя, зеленым можно, а ситуации которые требовали дополнительной внимания желтым.

Также мы использовали камешки при изучении дорожных ситуаций, выкладывали безопасный маршрут по дороге в детский сад, отображали сигналы светофора и др.

В речевом развитии я использую камешки «Марблс» для сочинения не больших рассказов.

Например. Выкладываем несколько разноцветных камней в любом порядке зеленый, красный, белый, синий, желтый, зеленый.

Леша поехал на зеленой машине в лес. Там рос красивый красный цветок. На цветок села белая бабочка. Вдруг набежали сини тучи. Леша испугался и спрятался под желтый зонт. Он быстро вернулся к зеленой машине.

Очень удобно использовать камешки Марблс на занятиях обучения грамоте, где зеленые камушки – это согласные мягкие звуки, синие камушки – это согласные твердые, красные – гласные звуки.

«Гусеница» Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) гласный или согласный звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек.

«Кривое Зеркало» коррекции дисграфии. Воспитатель рассказывает история о буквах – модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались, где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

«Знакомство с буквой». Дети выкладывают из камешков буквы.

«Волшебный мешочек» (два возможных варианта).

1 вариант: Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твёрдый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).

2 вариант: Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек – зелёный огурец, лук, крокодил и т. д., жёлтый камушек – жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

В художественно-эстетическом развитии камешки Марблс я использую следующим образом: дети выкладывают различные предметы окружающего мира (цветы, животных и т. д.) по контуру, по схемам, по представлению (детям предлагается запомнить узор и выложить его по памяти, либо ребенку предлагаю самому придумать узор. Это способствует развитию зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения.

В физическом развитии я тоже использую камешки «Марблс». Вариантов множество, например, нужно выполнить столько приседаний или прыжков, сколько камешков дети видят. Камешки можно использовать для массажа рук.

А теперь я вам хочу практически продемонстрировать как можно использовать камушки Марблс.

У меня на мольберте изображено дерево, в какое время года оно выглядит так? зимой, ранней весной, поздней осенью

Солнышко пригрело, и на деревьях появляются молоденькие зеленые? Воспитатель берет камушки и выкладывает листочки.

Но у нас не просто дерево, это яблоня.

А весной как известно на плодовых деревьях начинают распускаться? Воспитатель выкладывает цветочки.

Наступает лето. Во что превратятся наши цветочки? Воспитатель выкладывает круглые зеленые яблочки. А как вы думаете можно есть зеленые яблоки? Тогда давайте отметим красным камешком, что яблоки есть нам рано.

Летом солнышко греет, наши яблочки наливаются и становятся какими? Воспитатель выкладывает красные яблочки. А теперь можно есть наши яблоки?

А теперь давай те посчитаем, сколько яблок созрело на нашем дереве? Яблоки поспели, и мы их собираем.

Лето закончилось, наступила осень, Что происходит с нашими листьями. Воспитатель выкладывает желтые камешки.

Время идет, и наши листочки опадают. Как называется данное явление в природе? (Листопад)

Осень закончилась и наступила зима, выпал снег.

(Выкладываем голубые камешки).

Зима закончится и снова наступит весна.

Как вы думаете, данным упражнением задачи, каких образовательных областей мы с вами решили? (ответы педагогов)

Думаю моя педагогическая находка заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. К тому же, нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира и учение начинаются с удивления.

Автор публикации:
Опыт работы «Камешки Марблс как технология всестороннего развития дошкольников»
Опубликовано: 24 мая 2024 в 20:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Камешки Марблс как технология всестороннего развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Орлянская Татьяна (УИ 3434767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД