Яна Чебодаева
Опыт работы «Я — мастер своего дела» по теме «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка, и воспитатель несет весьма немалую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Хороший воспитатель будет отдавать детям только самые лучшие знания и умения, вкладывать в них свою душу. Это весьма нелегкий труд, отнимающий массу не только душевных, но и физических сил. А главной наградой для воспитателя является результат его трудов, счастливые дети и довольные родители. Поэтому педагог должен быть мастером своего дела.
Публикация «Опыт работы „Я — мастер своего дела“ по теме „Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В настоящее время все чаще стала замечать детскую жестокость, агрессивность по отношению друг к другу, дети не умеют договариваться. У детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Иногда дети не уважительно относятся как к сверстникам, так и к взрослым.
Для решения данной проблемы я выбрала тему по самообразованию «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников», так как сказка является одной из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью сказок. Ведь она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Для работы по этому направлению я поставила себе цель: Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и других.
3. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего подрастающего поколения.
В наше время родители очень мало внимания уделяется чтению дома. Поэтому использую самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.
Следующий метод – рассказывание, т. е. свободная передача текста. Главное здесь эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Рассказ позволяет жестикулировать и даже демонстрировать особенно важные моменты, чтобы усилить производимое впечатление. Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять
Так как наш век – век компьютеров. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. И поэтому активно использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии. А именно:
1. Музыкальный центр. Детям очень интересно слушать сказки в аудиозаписи. Голоса актеров, живые диалоги героев, а также музыкальное сопровождение заинтересовывают их. Прослушивание сказки помогает развить фантазию и воображение. Так же во время проигрывания малыш концентрирует внимание. Чтобы прослушать всю сказку, ребенку приходится сосредоточиться.
2. Телевизор. Конечно, всем детям нравиться смотреть мультфильмы, но дома, в основном, они смотрят современные, в которых искажены нормы поведения и замена понятий, представление о доброте. А в детском саду есть возможность показать мультфильмы, в которых есть сопоставление добра и зла, щедрости и жадности, грубости и доброты. На основе главных персонажей, этих мультфильмов, у детей формируется представление о добрых и плохих поступках.
3. Мультимедийный проектор. Знакомясь с новыми художественными произведениями, хочется не раз вспомнить о любимых героях, сказках! И в этом нам помогают презентации в виде литературных викторин. Например «Из какой сказки сюжет?», «Сказки К. И. Чуковского».
По своему направлению использую разнообразные дидактические материалы, которые помогают детям лучше запомнить сказку, большинство дидактических пособий сделала сама. Например, д/и «Расскажи сказку», дети должны пересказать сказку по опорным картинкам. У них развивается речь, память, умение располагать картинки в правильной последовательности. Д/и «Из какой сказки сюжет», по сюжетным картинкам определить сказку.
Для создания благоприятной атмосферы знакомства с литературными произведениями мы с коллегой создали соответствующую предметно - пространственную среду в группе, оборудовали книжные уголки, маски для театрализации, портреты писателей, кукольные театры для показа на столе.
Дети занимаются изобразительной деятельностью, рисуют любимых сказочных героев. Проводится работа с родителями, разрабатываются консультации.
За непродолжительное время своей работы по данному направлению, могу с уверенностью сказать, что у детей сформировались представления о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости; понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.