Получи документы

Опыт работы «Адаптация детей в детском саду»

Телипориди Ирина Дмитриевна
Опыт работы «Адаптация детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:

- Изменение поведенческих реакций ребенка;

- Расстройство аппетита и сна.

Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, выявили:

- У детей возникают изменения в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями;

Публикация «Опыт работы „Адаптация детей в детском саду“» размещена в разделах

- Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма;

- Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения;

- Дети теряют часть приобретенных ранее навыков;

- Снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна;

- Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.

Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей. Поэтому, я поставила для себя цель: создание условий для безболезненного привыкания ребенка к детскому саду.

Период адаптации – тяжелое время не только для малыша, но и их родителям.

Опыт актуален и перспективен, так как позволяет решить следующие задачи:

1. Обеспечить постепенное введение ребенка в мир дошкольного

учреждения, его эмоциональное благополучие, полноценное психическое и физическое развитие.

2. Укрепить резервные возможности детского организма.

3. Способствовать процессу ранней социализации.

4. Создать предметно-развивающее пространство, содействующее

социально - педагогической адаптации воспитанников.

5. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах

адаптации.

6. Способствовать формированию единства требований педагогов и

родителей в период адаптации.

Предпосылкой успеха является создание условий работы :

1. Я занялась самообразованием.

Чтобы ответить на вопрос, почему так разумно ведут себя дети в новых условиях, я обратилась к изученным в психологии знаниям об особенностях психического развития детей раннего возраста. Но поскольку развитие – процесс преемственный, можно вспомнить тот этап, который предшествовал раннему возрасту, первые месяцы и годы жизни ребенка. М. И. Лисиной и ее коллегами установлена решающая роль общения взрослого с ребенком для его своевременного и психического развития. Ребенку должно быть обеспечено прохождение через все генетически обязательные фазы контактов со взрослыми.

2. Для себя ставила задачу - научить ребенка действовать совместно (что играть друг с другом гораздо интереснее, чем одному). Я старалась поощрять любые успехи малыша, не подавляя его инициативы.

Итак, высокий уровень развития предметной деятельности способствует более быстрому развитию умения налаживать деловые контакты со взрослыми. Отсюда, благополучное эмоциональное состояние во время пребывания в детском саду и, как следствие – легкая адаптация.

3. Одним из определяющих условий мягкой адаптации малышей является предметно - развивающая среда, которая соответствует требованиям ФГОС. Она обеспечивает гармоничное развитие ребенка, создает эмоционально-положительную атмосферу в группе, помогает устраивать и проводить образовательную деятельность, приучает детей к самостоятельным играм с постоянно усложняющимся содержанием.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в систематизации и разработке содержания

поэтапной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, а

также в комплексном подходе к созданию условий для успешной адаптации

и дальнейшего полноценного развития детей. При планировании и организации выделяется три взаимодополняющих блока: совместная

деятельность детей со взрослыми и сверстниками в режиме дня, организация

предметно-развивающего пространства, взаимодействие с родителями.

Технология опыта.

2.1. Этапы адаптации.

Был разработан проект, включающий содержание и последовательность деятельности по адаптации воспитанников в ДОУ, определены основные направления взаимодействия ДОУ с родителями в период адаптации, создана предметно-развивающая среда, приближенная к домашним условиям, помогающая реализовать потребность ребенка в игре, в притязании на признание со стороны взрослых.

Качественно организовать сопровождение адаптации детей к условиям

детского сада позволяет циклограмма этапной организации помощи в адаптационный период, включающая 3 этапа: подготовительный этап, этап

наблюдений и организации, этап анализа и выводов.

На подготовительном этапе организуется работа с родителями с целью педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, а также решения следующих задач:

1. Собрать информацию о потенциальных воспитанниках.

2. Спрогнозировать течение адаптации и выявить группу «риска».

3. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах адаптации.

4. Способствовать формированию единства требований к ребенку

педагогов и родителей в период адаптации.

В работе с родителями используется:

1. Анкетирование

2. Рекомендации родителям

3. Консультации

4. Беседы

5. Родительские собрания

6. Папки-передвижки

В нашем детском саду установление первых контактов с родителями происходит до первого дня прибытия ребенка. Я приглашаю родителей с детьми посетить ДОУ и предоставляю им информацию о деятельности детского сада, о приоритетном направлении. На стендах размещена краткая, но важная информация характеризующая ДОУ: дипломы, грамоты и другие сведения о достижениях детей и педагогического коллектива. Родители имеют возможность познакомиться с творческим достижением взрослых и детей : организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, творчества педагогов.

Оформлены для родителей папки - передвижки «Адаптация ребенка в детском саду», «Комплекс мер в период адаптации»«В детский сад без слез».

Таким образом, необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателя, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

На втором этапе проводится наблюдение за поведением детей в процессе совместной, а затем и в образовательной деятельности с детьми.

Результаты наблюдений отражаются в индивидуальных листах адаптации (Приложение 1) в соответствии со схемой эмоционального портрета, показатели которого характеризуют поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, существенные для определения его способности к адаптации. Ежедневное заполнение листов адаптации позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку, скорректировать подбор игр, упражнений, приемов при организации режимных моментов.

Прием вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями. Принимается в группу не более 2-3 детей в

неделю, так чтобы каждому малышу можно было уделить максимум внимания.

На этапе анализа и выводов проводится обработка результатов и анализ листов адаптации. Сравнивается уровень готовности каждого ребенка к поступлению в ДОУ и как протекало привыкание под наблюдением воспитателей, психолога, медицинской сестры.

По результатам листов адаптации подводиться итог и оценивается уровень развития детей. Тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявление невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

2.2. Организация деятельности с детьми.

Первое посещение ребенком детского сада не больше 2х часов. Цель

посещения - формирование у малыша положительного образа воспитателя.

Посещение позволяет малышу в спокойной обстановке познакомиться с воспитателем и «совершить экскурсию» в новые для него помещения. Ребенок может рассмотреть и выбрать для себя кроватку, шкафчик для верхней одежды.

В ходе первой встречи происходит знакомство ребенка с Мишуткой – символом нашей группы.

Первую неделю родителям рекомендуется приводить ребенка в детский сад накормленным, с любимой домашней игрушкой и остаться в группе в течение 2 часов. Если ребенок в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, предлагается родителям постепенно увеличивать время пребывания ребенка в группе в последующие дни.

На этапе наблюдения и организации важна стабильность в работе группы, встреча со знакомым педагогом, неизменная последовательность видов деятельности.

Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Основной задачей взаимодействия с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению является формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Малыш должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека

(как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых доверительным

тоном, добрым взглядом, ободряющей улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Составлена картотека (Приложение 2) Потешек для создания положительного эмоционального отношения детей к проведению режимных моментов.

Утро («Солнышко», «Утром», «С добрым утром», «Просыпайся глазок», «Оля- Олюшка»).

Умывание («Кран откройся», «Умывалочка», «Ладушки», «Мыло», «Уши», «Умываемся»).

Кормление («Просто объедение», «Ешь собачка!», «Игрушки кормили», «Кто скорее допьет?», «Маша и каша», «Про веселый пирожок», «Ай, да суп!»).

Во время утреннего приема детей организуются встреча родителей и

малыша, беседа с родителями, рекомендуется попрощаться с ребенком ласково, уверенно и весело, показывая, что страха нет. Оказывается помощь

ребенку во время раздевания, проявляется забота о нем. Ребенок ласково называется по имени. Используются элементы телесной терапии: берут малыша на руки, обнимают, поглаживают, приглашают пройти в группу. Если малыш принес с собой игрушку, то обращается на нее внимание, предлагается малышу назвать ее и показать, как он ей играет. Когда ребенок плачет, предлагается ему умыться и попить водички. Установлено, что в психически напряженной стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию, которая затормаживает возникшие отрицательные эмоции. В группе вода находится в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить.

Когда прием детей закончен, организуется гимнастика.

Она позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. По своей структуре она проста и доступна детям. Игра с движениями доставляют им удовольствие, к тому же не требуют сложного оборудования. Гимнастика представлена в виде картотеки (Приложение 3). Также использую дыхательную гимнастику. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Глубокий медленный выдох помогает ребенку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и

раздражительностью.

Чтобы гимнастика была эффективной и дала результаты, выполняются следующие условия:

- играя с ребенком, педагоги чувствуют себя партнером, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях;

- сопровождают движения стихотворным текстом, так как ритм, рифма не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организует ритм и темп движения;

- текст произносят четко, эмоционально, с повторениями.

Во время приема пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно

садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки

самообслуживания. Во время еды называются блюда, обращается внимание

на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом

съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам

блюд.

Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры

и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем:

-привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнров;

- налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;

- способствовать развитию познавательных процессов детей;

-обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры- драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно-ролевые игры, совместные танцы и игра на музыкальных инструментах.

Ежедневно организуются в группе адаптационные игры, способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Адаптационные игры можно разделить на 3 группы:

спокойные коллективные игры, объединяющие подвижные игры, хороводные игры. Все они представлены в (Приложение 5).

Дидактические игры постепенно развивают в детях умение действовать в среде сверстников. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности. Зарождается интерес к действиям другого ребнка, радость общих переживаний.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры

с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Разработаны, изготовлены и систематизированы следующие дидактические пособия:

1. Игры, способствующие развитию восприятия цвета.

2. Игры, развивающие элементарные представления о форме предметов.

3. Игры на развитие восприятия величины.

4. Игры для ознакомления с окружающим миром.

Настольно – печатные игры – интересное для ребят занятие. Они разнообразны по видам и по требуемым действиям. Организуются словесные игры, развивающие речевую активность детей, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание ими значения слов, правильного их произношения. Малыши любят рифмованную речь, они испытывают огромное удовольствие, когда чтение потешки или стиха сопровождается эмоциональными жестами, мимикой, изменяющейся интонацией. Организуются небольшие театральные постановки, используя возможности кукольного, пальчикового, плоскостного театров, театра деревянных фигурок. Дети вовлекаются в игры – драматизации по сюжетам знакомых сказок, которые позволяют быть малышам одновременно наблюдателями и участниками событий, помогают осознавать и оценивать собственные поступки, понимать эмоциональное состояние другого. Для обыгрывания сюжетов знакомых сказок используются книга – макет «Сказочная деревня» и макет лесной полянки.

Занятия с детьми раннего возраста в период адаптации организуются с

октября. К этому времени малыши активно включаются в совместную деятельность со взрослым, в игры и самостоятельную деятельность.

Основной целью является становление психологической автономности

ребнка, преодолении ощущений дискомфорта, развитие наджный и

безопасной привязанности. Занятия организуются в наиболее оптимальное время утром, когда младший воспитатель свободен от других режимных моментов, и дети находятся в хорошем эмоциональном состоянии, по подгруппам. За детьми, не занятыми на занятии присматривает младший воспитатель, она читает им сказку или организует спокойные игры.

На занятии используются следующие методы и примы: сюрпризный

момент, элементы психогимнастики, игровые упражнения, проблемные ситуации, рассматривание, художественное слово, беседы, рассказ, объяснение, показ, игры–инсценировки, элементы сюжетно – ролевых игр (Приложение 9, пальчиковые, словесные, дидактические, подвижные игры, проблемные ситуации и вопросы, помогающие ребнку размышлять, устанавливать элементарные причинно-следственные связи и отношения.

На занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю в лице игрушки

или кукол – образов Танечки и Ванечки. В процессе образовательной деятельности формируются новые знания, представления, умение наблюдать,

слушать, подражать действиям взрослого. В ходе занятий отмечается активность каждого ребнка, постоянно одобряется проявление самостоятельности, инициативности, любое достижение. Используется принцип частой смены деятельности. Так как в раннем возрасте внимание детей непроизвольное, поэтому занятия проводятся в игровой форме, чтобы

вызвать интерес, положительные эмоции. Известно, что в 2-3 летнем возрасте дети стремятся к самостоятельности, но обслуживать себя сами в полном объме они ещ не могут. В период адаптации задача взрослого – помочь малышу, одновременно обучая его необходимым умениям и навыкам культурного поведения. Дети приучаются бережно относиться к своим вещам, после прогулки убирать их в шкафчик, раздеваясь перед сном, аккуратно складывать одежду на стульчик; убирать на место игрушки после игры; садиться за стол с чистыми руками, не выходить из-за стола с непрожванной пищей во рту; пользоваться только личными вещами (полотенце, носовой платок, горшок, расчска и т. п.).

В каждом режимном моменте детям напоминается порядок выполнения действий (например, «Молодец Ваня! Закончил обедать, вытер рот салфеткой, встал, задвинул стул и не забыл сказать «Спасибо!». «Посмотрите, Алиса сделала вс правильно. Она сняла платье и аккуратно

повесила его на спинку стула. Затем поставила свои туфельки под стул, сняла

колготки и положила их на сиденья стула»).

Режимные процессы проводятся при соблюдении следующих правил:

- режимные процессы организуются в спокойной обстановке;

- дается предварительная установка на процесс, учитывая возрастную

особенность детей – не умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

- при обучении какому – либо навыку уделяется внимание на показ каждого элемента действия, соблюдение последовательности действий;

- предлагаются действия по самообслуживанию посильные ребнку, не выполняется за малыша то, что он может сделать сам;

- ни одно достижение ребнка не оставляется без внимания;

- создаются условия для закрепления новых действий с помощью чтения потешек, небольших стихотворений, игры с куклами.

С овладением первыми умениями самостоятельности, аккуратности и

опрятности ребнок становится инициативным, уверенным, легче вступает в контакт с окружающими, с удовольствием демонстрирует собственные умения, что очень важно в период адаптации.

При укладывании детей на сон формируется положительное отношение к этому процессу. В соответствии с принципом постепенности,

учитываются индивидуальные особенности каждого ребнка. Дети, нуждающихся в более длительном сне, укладываются первыми, поднимаются

последними. Особое внимание уделяется детям, недавно поступившим в группу. Детям предлагается лечь в постель с мягкой игрушкой, которую они

принесли из дома. Если малыш не хочет спать, ему предлагается полежать на своей кроватке со своей игрушкой и тихонько с ней поговорить.

Обязательно необходимо посидеть с ребнком, ласково поглаживая его, при этом тихо, шпотом говорится что-нибудь хорошее («Твои ручки будут

отдыхать, им тепло и хорошо, тепло и спокойно, они лежат свободно, глазки

закрываются, тоже будут отдыхать… и ножки будут отдыхать»).

Рассказываются сказки или тихонько напеваются колыбельные песни «Баю – баюшки – баю, не ложися на краю…», «Баюшки – баиньки, прибегали заиньки…» и др.

Подъем детей происходит только по мере пробуждения.

Окончательно проснуться детям помогает лгкая гимнастика в кроватках, которая способствует постепенному переходу от сна к бодрствованию. Совместно с инструктором по физкультуре разработаны комплексы гимнастики пробуждения: «Потягунюшки – подрастунюшки», «Игрушки просыпаются», «Лесные гномики», «Веслые медвежата», «Добрый день, солнышко!». Во время подъма малыши подбадриваются, отмечается, как они подросли, пока спали. Дети приглашаются к водным процедурам.

Во время ухода домой используется возможность при ребнке обсудить с родителями его успехи и достижения. Лучше перехвалить, ведь похвала за дело пойдт только на пользу ребенку. Малышу она дат уверенность в том, что его любят, верят в его силы, радуются его успехом, поддерживают его.

Организуется консультация родителей по тем режимным процессам, в выполнении которых ребнок испытывает трудности.

2.5. Результативность.

Позитивная динамика сопровождения периода адаптации детей к условиям детского сада была подтверждена результатами наблюдений, анализа дневников адаптации, диагностического обследования уровня развития познавательных процессов детей, педагогической диагностики уровня овладения программой первой младшей группы.

Различают 3 степени тяжести прохождения адаптационного периода :

Лгкая степень адаптации присваивается детям, у которых наблюдалось уравновешенное поведение, бодрое контактное настроение, заинтересованное отношение как к взрослым, так и к детям. Они откликаются и выполняют указание взрослого. Сон и аппетит нормализовались к 20 дню пребывания в детском саду.

Средняя степень адаптации присваивается детям, у которых наблюдалось неустойчивое настроение в течение месяца, плаксивость в течение дня, избирательное отношение к взрослым и детям, ситуативная игра. Речевая активность либо замедленная, либо отсутствует. Сон и аппетит

нормализовались через 20 – 40 пребывания в детском саду.

Тяжлая степень адаптации присваивается детям, у которых наблюдалось возбужднное поведение, неустойчивое настроение, продолжительные периоды плача. Отношение к взрослым и к детям избирательное (сторонятся, избегают). Речью не пользуются. Игра ситуативная, кратковременная. Адаптация протекала без функциональных и нервно-психических расстройств.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии

детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей. 87-94%

родителей принимают активное участие родительских собраниях и детско-

родительских праздниках.

Заключение.

Адаптация в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей, так и воспитателей. Период адаптации для меня, как воспитателя, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. В это время особенно важно заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать атмосферу эмоционального комфорта для каждого ребенка.

В настоящее время накоплен большой опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, внедряется одинаковый режим дня в детском саду и дома. Однако, для того, чтобы по настоящему управлять поведением ребенка (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе привыкания его к условиям общественного воспитания.

Но все же родителям рекомендую не бояться трудностей адаптационного периода. Для этого необходимо заранее готовить ребенка к детскому саду и таким образом, можно будет избежать неприятностей.

Подготовка ребенка к поступлению в детский сад включает :

• Укрепление здоровья.

• Формирование опыта и навыков общения с взрослыми и сверстниками.

• Приучение к режиму дня.

• Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.

• Формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и привычек.

• Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.

Публикации по теме:

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» - не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.

Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду»Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду» Вот и пришло время отдавать ребёнка в детский сад. Наступает новый период в жизни малыша, происходят следующие изменения: четкий режим дня,.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Советы родителям «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду» Родители всегда волнуются, как ребенок перенесет адаптацию в детском саду? Чтобы адаптация прошла в легкой форме, надо прислушиваться к.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Адаптация детей в детском саду»
Опубликовано: 26 августа 2020 в 10:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Адаптация детей в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Телипориди Ирина Дмитриевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД