МААМ-картинки

Опыт применения современных технологий при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников

Мариет Мешлок
Опыт применения современных технологий при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена необходимостью принятия каждым человеком в повседневной жизни финансовых решений разного уровня, затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, и следовательно. важностью приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.

Публикация «Опыт применения современных технологий при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы правильного отношения к деньгам, закладываются основы ответственности, бережливости, силы воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, рационального поведения в отношении простых финансовых операций, адекватной оценки любых результатов труда, а также формирование у ребенка правильного представления о финансах, что поможет ему стать самостоятельным и успешным человеком, способным принимать грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не связано с ознакомлением с работой финансовых институтов, постижением специфических понятий (инфляция, биржа, ценные бумаги, акции и др.). В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом экономического образования является развитие личности.

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольников к реальной жизни, формирует основы экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В этом возрасте воспитывается уважение к труду, вложенному в любую купленную вещь, будь то игрушка, предмет одежды, развлечение. Впечатления детства о значимости денег в семье, личный контакт с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.

Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников : коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, физической.

Кроме традиционных методов и приемов для формирования финансовой грамотности (игры, беседы) на занятиях в группах мы применяем и современные технологии. Проектная деятельность предназначена для формирования азов финансовой грамотности и позволяет детям самостоятельно или под руководством взрослых формировать новый практический опыт экспериментальным и исследовательским образом, анализировать и преобразовывать полученные знания. В группах мы реализовали следующие проекты: «Профессии моих родителей», «Супермаркет моей мечты», «Семейный бюджет, как его наполнить», «Как мы копили деньги».

Эффективным методом при формировании финансовых знаний являются ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Данная технология эффективнее других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. В ходе разрешения ситуационных задач дошкольник учится предвидеть последствия своего поведения, анализировать причины того или иного развития событий. По мере усложнения, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, сформировать определенный опыт.

Для ситуационных задач мы используем поведенческий репертуар сказочных героев, что позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, а педагогу - творчески строить процесс экономического воспитания, опираясь на имеющийся опыт детей.

Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную, уже знакомую ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, огорчение, и т. д.). Главным элементом ситуационной задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы побудить ребенка на поиск ответа.

Например, ситуационные задачи на основе сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино». Разыгрывается ситуация: «Мальвина обращается к своим ученикам: Вспомните, как можно увеличить семейные доходы?» Буратино предлагает закопать деньги в землю и подождать когда вырастет денежное дерево; Пьеро - ставить новые спектакли и получать за это деньги; Артемон- положить деньги в банк и таким образом получать прибыль, т. е. доход».

Задаем детям вопросы: 1. Как хотели увеличить доходы Буратино, Пьеро, Артемон? 2. Понравились ли Мальвине предложение Артемона, почему? 3. Как называются деньги, полученные вкладчиком за хранение их в банке: выгода прибыль, проценты, убыток? 4. Что такое прибыль, проценты?

В группе проводятся также ситуативные беседы «Как складывается стоимость товара?», «Что такое «купля-продажа»?», «Зачем нужна реклама?», «Товар и цена» с целью развивать диалогическую речь, учить размышлять, защищать свою точку зрения, аргументировать.

Следующая технология – это квест- игры по финансовой грамотности. В подготовительной группе была проведена квест-игра – «Три копейки-это много?» В ходе игры дети прослушивают стихотворение «Три копейки», затем детям задается вопрос: «Как вы думаете, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?». Затем обсуждаем вопросы «Что такое экономика», «Что значит быть экономным?». Воспитатель демонстрирует копилку и задает вопрос «Что это такое, для чего нужна копилка, на что люди копят и тратят деньги?». В ходе квест-игры мы обсуждаем вопросы: «Как в семье появляются деньги, как называются деньги, которые зарабатывают родители, могут ли дети зарабатывать деньги?»

Выполняем практическое задание: «Подсчитайте семейный бюджет» : папа зарабатывает 4 рубля, мама зарабатывает 3 рубля, бабушка— пенсию 2 рубля, брат - стипендию 1 рубль». Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10. За правильный ответ дети получают монетку.

Второе практическое задание. «Найди российские деньги». Детям демонстрируются разные купюры, дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли. Задаем вопрос: «Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль). Какие деньги появились раньше металлические или бумажные?» Как называются бумажные деньги? Можно ли расплатиться в другой стране нашими деньгами? (Получили вторую монету).

Задаем вопрос: «А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Для того, чтобы ответить на вопрос, детям предлагаем провести эксперимент в мини-лаборатории: попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась, порвалась). Пробуем погрузить монету и купюру в стакан с водой. Что произошло? (утонула, испортилась, порвалась). Теперь давайте попробуем порвать (бумага мнётся, рвется; монета - нет.) Дети рассуждают и делают вывод, какие деньги лучше.

Затем проводим игру «Доходы и расходы» - воспитатель называет действие и бросает мяч, а дети должны назвать, доход это или расход: «Папа получил зарплату – доход; заболел брат – расход; мама получила премию– доход и т. д.» Предлагаем вопросы для обсуждения: «Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)».

Жюри объявляет, сколько «заработала денег» команда и капитану выдаются выигранные «деньги».

В конце игры проводится рефлексия: «Ребята, вам понравилось в школе «Экономики»?». Дети передают друг другу копилку и говорят: «Сегодня мне понравилось…».

Формирование основ финансовой грамотности невозможно без участия родителей (законных представителей). Им мы рекомендуем регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к вещам, игрушкам. Дети должны научиться ценить труд родителей, не считать, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Ребенок должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в пополняется семейный бюджет, что покупается, что родители могут позволить себе купить, а сто слишком затратно для семейного бюджета. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду родителей, заработанным честным трудом деньгам. Взаимодействие семьи и воспитателя поможет выстроить партнерские отношения, выработать общий подход, а также обеспечить последовательность формирование основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Использованная литература:

1. Азбука бережливости для дошкольников / авт. -сост. И. П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 52 2)

2. Аксенова Н. И., Левин Ц. М., Луговой Е. А., Павленко Л. А. «Поиграем в экономику»// Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники - 38 с. 3)

3. Барсукова Л. С., Беляева И. А., Гусева М. А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в экономику» - Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshihdoshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah 4)

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольниковПрименение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт применения современных технологий при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 14:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт применения современных технологий при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мариет Мешлок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД