Арбузова Елена Владимировна
Опыт дистанционной работы с родителями и детьми ТНР в дошкольной группе (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
«Работать с родителями в онлайн режиме-легко»
опыт дистанционной работы с родителями и детьми ТНР
в дошкольной группе (6-7 лет).
Е. В. Арбузова
педагог-психолог,
Л. Ф. Ерошкина
воспитатель.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93», г. Ярославль.
Публикация «Опыт дистанционной работы с родителями и детьми ТНР в дошкольной группе (6–7 лет)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
1 слайд Самоизоляция стала для всех участников дошкольного образования неким испытанием «Новым вызовом», с которым необходимо было справится. Выпускники детского сада оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по подготовке воспитанников к школе с использованием дистанционных технологий.
В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса-дистанционный режим., то есть образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми
2 слайд. Возник вопрос, с чего начать? Как осуществить дистанционное обучение? Как сделать его эффективным?
Первые шаги в данном направлении были сумбурными, т. к. не было четкого понимания механизма, структуру дистанционного обучения. Было много страхов, сомнений, переживаний из-за отсутствия опыта, неумения использовать ИКТ, недостатка знаний интернет ресурсов.
Делали много ошибок, а именно:
-перенасыщение информацией родителей
-много дидактического материала для детей
-непродуманность времени восприятия материала,
- озабоченное, тревожное лицо мамы и педагога и многое другое.
3, 4 слайд. Благодаря этим ошибкам и учитывая вопросы родителей, пересмотрели, организацию дистанционного обучения, техническую сторону передачи информации, шаги и приемы взаимодействия с родителями (приложение 1).
Постепенно наше паническое «Что делать?» перешло в конструктивное.
5, 6 слайд. Мы изучили нормативно-правовые документы по дистанционному обучению дошкольников, обратили внимание на то, что:
• дистанционное обучение дошкольников с использование ИКТ осуществляется с 5 лет (Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049- «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с использованием компьютерной техники осуществляются с детьми 5 лет);
• родители несут ответственность за образование своих детей;
• в дистанционном образовании предполагается психологическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагога-психолога с педагогами, воспитанниками и их родителями (законными представителями).
Исходя из документов,
1. Информировали родителей об их ответственности об образовании детей, подготовке их к школе и успешному переходу на новый уровень образования;
2. Пересмотрели роли и функции участников педагогического процесса в дистанционном режиме.
7 Слайд. Роль родителя является ключевым звеном в реализации образовательного пространства, он становится тьютором, которому необходимо:
- заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении заданий,
-осуществлять самостоятельную работу своих детей по усвоению учебного материала.
В центре освоение дошкольной программы находится ребенок ТНР, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области. Которого необходимо заинтересовать, сопровождать, обучать на протяжении всего онлайн процесса.
Воспитатель в онлайн режиме является менеджером и организатором, обеспечивающий процесс обучения, отвечающий на вопросы родителей, а также создающий условия, где ребенку было интересно обучаться, а взрослому интересно осуществлять педагогический процесс
Педагог-психолог- куратор, сопровождающий образовательный процесс и мотиватор, обеспечивающий психологическую комфортность всех субъектов дистанционного обучения (создание атмосферы доверия и взаимной поддержки)
3. Осуществили анализ психолого-педагогической деятельности в онлайн режиме посредством метода SWOT, т. е. определили факты, которые могут помешать и помочь в образовательном процессе.
8 Слайд. Данный метод позволил:
- эмоционально не выгореть,
- распределить ресурсы,
-просчитать возможные риски образовательного процесса,
-осознать личную выгоду (сохранить свою мотивацию,
После некоторого количества проб и ошибок, наша психолого-педагогическая команда выстроила следующий алгоритм.
9, 10 Слайд.
1. Выделили цели, задачи, принципы, направления и особенности дистанционного образования;
2. Составили план мероприятий, направленный на информирование целевой группы о проекте.
11 Слайд.
В данном проекте использовали разные модели обучения:
в режиме онлайн (электронное обучение);
дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
3. Выделили приемы и формы работы психолого-педагогической команды:
- заблаговременно записывать видео задания, презентации, подбирать дидактический материал.
- осуществлять общение через мессенджеры или телефон с целью определения возникших трудностей и получение результатов домашней работы
- осуществлять обсуждение между педагогами и специалистами, корректировать учебные действия на основе полученных результатов.
- подводить итоги в конце недели, для улучшения качества дистанционного обучения.
12 слайд.
Хотелось бы отметить, что именно в дистанционном обучении нужна команда, один подготавливает интересный и доступный учебный материал, другой ищет интернет ресурсы, а третий наполняет и ведет сайт. Например, воспитатель отправляет позитивные приветствия, тем самым создает положительное настроение и информирует, что игровые задания выставлены на сайт, другой воспитатель отправляет напоминание о том, что подходит время для осуществления образовательного процесса, а педагог-психолог, отслеживает почту, входящие вопросы и по необходимости дает рекомендации.
4. Рассмотрели линейки продуктов от Google и Yandex, платформы Zoom и Skype, остановилась в итоге на последних двух. Skype хорош для индивидуальных занятий в силу своей распространённости и понятного интерфейса. Zoom позволяет более интерактивно работать с группой, обладает большим количеством удобных инструментов.
13 Слайд.
5. Разработали психолого-педагогический проект «Мы вместе» для детей старшего школьного возраста (6-7 лет, который включал сопровождение педагога-психолога в трех областях: социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие.
Суть психолого-педагогического проекта заключалась в том, что ребенок получал возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить образовательное задание.
Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась согласно календарно-тематическому плану и режиму ДОУ, кроме того был составлен календарный план реализации проекта (приложение 2).
Темы занятий объявлялись с вечера., что позволяло заранее приготовить родителям все необходимое, например, сделать какие-то шаблоны, распечатать, переписать материал, подготовить пластилин ил гуашь.
Каждое занятие начиналась с видеозарядки, и предлагалась проблемная ситуации, затем 1 обучающее задание и 2-3 игры на закрепление данного материала.
1. Задания на развитие познавательных процессов осуществлялось посредством видео-сказок с различными игровыми заданиями на развитие внимания, памяти, мышления предлагались (корректурные пробы, головоломки и пр).
2. Развитие мелкой моторики и графо моторных навыков у дошкольников ОВЗ осуществляли посредством пальчиковых игр, графических диктантов, кинезеологических упражнений, а также использование метода нетрадиционного рисования.
3. Давая задание родителям по экспериментальной деятельности, писали цели, для чего это проводим, и что ребенок должен узнать в результате проведенных действий. Прописывали алгоритм выполнения опыта (эксперимента) и необходимое к нему оборудование, кроме того в описании прикрепляли картинки и видеофайлы. Продумывали форму отчета: рисунок, фото, рассказ и т. д.
4. В связи с ограничением двигательной активности для детей и взрослых вводили:
спортивные разминки,
физминутки с описанием движений и текста,
танцетерапия
пальчиковые игры, опять же с текстом и описанием действий.
Все это оформлялось ссылками на интернет ресурс или текстом с картинками.
5. Для совместного общения и налаживания продуктивного детско-родительского взаимодействия предлагали настольные игры на развитие познавательной сферы, просмотр мультфильмов, терапевтических аудиосказок О. Хухлаевой на снижение уровня тревожности, агрессии с их дальнейшим обсуждением (предлагался список вопросов, которые необходимо было обсудить с детьми после прослушивания).
Кроме того, перед сном рекомендовалось прочитать произведение или посмотреть мультфильм, который способствовал к подготовке к предстоящей теме.
Основная цель задания для детей с ОВЗ – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок выполнял творческую работу, участвовал в конкурсе. Это было необходимо, чтобы убедиться в том, что ребенок материал усвоил и использует полученные знания на практике.
Данный прием помог сформировать каждому ребенку электронное портфолио «Мои достижения» и успешно осуществить переход на новый образовательный уровень.
В ходе реализации проекта было организовано обучение родителей конкретным методам и приемам работы с использованием дистанционных технологий. А именно: обучению пользования хэштегом, умению записи видеосъёмок, публикации ссылок, пользованию доступными интернет-ресурсами.
В групповых родительских чатах размещалась разнообразная организационная информация, ссылки на познавательные ресурсы, игры и всевозможная информацию «Чем занять ребёнка».
Кроме того, родители имели возможность «посетить специалиста» воспитателя или педагога-психолога в удобное для них время, задать вопросы и получить ответы, не выходя из дома, также они смогли получить квалифицированную помощь по электронной почте. Что на наш взгляд, значительно расширило возможности предоставления выбора формы оказания психолого-педагогической помощи родителям дошкольников.
Такое психолого-педагогическое сопровождение позволило родителям :
- снизить эмоционально-личностную тревожность;
- активно включаться в развитие и обучение детей.
-почувствовать, поддержку, в отношениях «Педагоги – семья» (Мы рядом, создав при этом благоприятные условия для развития старших дошкольников. А самое главное подготовить их на новый образовательный уровень.
14, 15 слайд.
Результаты нашего опыта радуют :
- дети и родители принимали активное участие во всех мероприятиях ДОУ;
- было создано огромное количество фотографий и видео;
16 слайд.
-благодарности, отзывы от родителей за организованную работу
Итак, после активного использования дистанционных технологий, можно сделать такой вывод: новые возможности в руках подготовленных специалистов является мощным многофункциональным инструментом, который является практико-ориентированным и отвечающим общественному запросу в современном образовании.
Литература:
1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.
3. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л.
Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.
4. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий : https://edu.gov.ru/. Интернет-ресурс
Приложение 1.
Анкета
Уважаемые родители!
Для эффективного взаимодействия семьи с педагогами образовательного учреждения, просим Вас заполнить анкету и ответить на ряд вопросов:
1. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе обучения ребенка в дистанционном режиме?
• Тревожность, неуверенность в своих силах;
• Недостаток знаний по вопросу готовности ребенка к школе.
• Неумение пользоваться интернет ресурсами
• Незнание ассортимента онлайн ресурсов.
• Другое
___
___
2. Какие формы работы были бы интересны для Вас?
• создание тематической психологической электронной библиотеки;
• представление развивающих, диагностических материалов в режиме он-лайн;
• проведение дистанционных психологических акций и конкурсов;
• организацию дистанционного консультирования целевых групп;
• - организацию форумов для обозначенных групп;
• проведение чата педагога-психолога, воспитателя с детьми, родителями;
• проведение видеоконференций с обучающимися, родителями (законными представителями);
• проведение опросов целевых групп он-лайн;
• организацию практикума (самостоятельной работы) для целевых групп.
• Максимально использовать рассылки и дублировать информацию!_
• Другое___
___
3. Какое время наиболее удобно для встреч в онлайн режиме?
9.00
13.00
18.00