Ярослава Гудкова
Описание используемых диагностических методик
▼ Скачать + Заказать документы
Описание используемых диагностических методик.
Эффективность решения музыкальным руководителем задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.
В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности.
Публикация «Описание используемых диагностических методик» размещена в разделах
В организации музыкально-художественной деятельности в детских садах неоценимую помощь музыкальному руководителю оказывает диагностика музыкального развития как процесс изучения личности ребёнка и условие его воспитания и образования. При этом диагностика выполняет ряд функций:
- подтверждение эффективности педагогических воздействий с уче-том современных требований организации музыкально-художественной деятельности;
- описание перспективных направлений в музыкально-художественной деятельности и образовании детей определенной возрастной группы и каждого ребёнка в отдельности;
- внутренняя и внешняя коррекция музыкально-художественной деятельности детей, её содержания и отношения к ней дошкольников;
- переосмысление условий жизнедеятельности ребёнка в дошкольном учреждении и семье.
Кроме того, диагностика становится средством получения необходимой педагогической информации. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса.
В связи с этим, для определения уровня освоения детьми ДС № 186 «Вазовец» содержания образовательной области «Музыка» основной воспитательно-образовательной программы Т. Н. Дороновой «Из детства в отрочество», музыкальным руководителем Гудковой Я. В., в начале и в конце учебного года, проводится педагогическая диагностика. Для проведения диагностики используется авторская методика диагностирования дошкольников, разработанная к. п. н. И. В. Груздовой – «Педагогическая диагностика музыкального развития детей» (1999 г.).
В настоящей работе автор указывает, что диагностика музыкального развития дошкольника является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики - выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:
1) основ музыкальной культуры (эмоциональная отзывчивость, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);
2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);
3) знаний о музыке, умений и навыков.
Также, Груздовой И. В. даны методические рекомендации, в которых конкретизированы и четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей, а именно: по каждому из трех направлений выделяются два показателя (всего – 6, которые имеют качественные характеристики для каждого возрастного этапа. Качественные характеристики показателей также зависят и от вида музыкальной деятельности. В связи с этим в диагностике выделяются четыре ступени:
1) восприятие музыки;
2) пение;
3) музыкально-ритмические движения;
4) игра на детских музыкальных инструментах.
По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют ти-повым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7 – 9 человек. С целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий.
Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал, образцы коротких тестовых заданий, скринингов для детей среднего и старшего дошкольного возраста приведены в приложении к «Педагогической диагностике музыкального развития детей», причем замена возможна только соответствующим по сложности материалом).
Оценка музыкальных проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень – 3 балла, средний - 2, низкий – 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкальной деятельности) определяется уровень музыкального развития каждого ребёнка.
Высокий уровень: от 57 до 72 баллов.
Средний уровень: от 40 до 56 баллов.
Низкий уровень: от 24 до 39 баллов.
Таблица
Фами-лия, Имя ребён-ка Оценка баллов
Виды музыкальной деятельности
Восприятие музыки Пение Муз. -ритм.
дви-жения Игра на ин-струментах Сумма баллов Уро-вень
1.
2.
и т. д.
В результате анализа педагогического мониторинга, с учетом современных требований, предъявляемых к музыкальному воспитанию, достигнутый ребёнком уровень музыкальной культуры и выявляемый уровень музыкальных способностей являются показателями его музыкального развития
Кроме того, для определения уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у воспитанников второй младшей группы № 83, возраст 3-4 года, музыкальным руководителем Гудковой Я. В., в начале и в конце учебного года, также проводится педагогическая диагностика, основанием которой является «Методика формирования эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста», разработанная к. п. н. И. В. Груздовой (2010 г.)
Основная цель диагностики - выявление уровня развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста.
В настоящей работе автор указывает ряд методов, применяемых при проведении диагностики, а именно:
• педагогическое наблюдение за детьми во время восприятия музыки
• оценка уровня эмоциональной отзывчивости дошкольников на му-зыку во время ее слушания
• беседы с детьми.
Также, Груздовой И. В. даны методические рекомендации, в которых конкретизирован и четко выделен комплекс критериев, обеспечивающих выявление качественных характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями детей.
В качестве критериев выступают:
1) сосредоточенность внимания;
2) продолжительность восприятия;
3) двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций, адекватных характеру музыки);
4) действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки;
5) желание ребнка слушать музыку.
Диагностические занятия проводятся в свободной непринужденной индивидуальной форме и организуются как доминантные. Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал для детей младшего дошкольного возраста приведены в приложении к монографии к. п. н. И. В. Груздовой «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности» - Тольятти: ТГУ, 2010 г.)
Оценка уровня сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку детей производится по каждому показателю на основании прослушивания 4 произведений, и осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень – 3 балла, средний - 2, низкий – 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем критериям) определяется уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого ребёнка.
Высокий уровень: от 48 до 60 баллов.
Средний уровень: от 34 до 47 баллов.
Низкий уровень: от 24 до 33 баллов.
Таблица
Фами-лия, Имя ребёнка Восприятие музыки Оценка баллов
1 произведе-ние 2 произведе-ние 3 произведе-ние 4 произведе-ние Сумма баллов Уровень
1.
2.
и т. д.
В результате анализа педагогического мониторинга, с учетом современных требований, предъявляемых к музыкальному воспитанию выявляется уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку во время ее восприятия.
Ведущий диагностический метод И. В. Груздовой — это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Диагностические занятия рекомендуется проводить 2 раза в год - в сентябре и мае. Детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года, используя для сравнения данные предыдущего тестирования.
Автор также дает несколько рекомендаций по организации диагно-стической процедуры :
Во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности;
Во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке.
Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольни-ком, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы.
Груздова И. В. рекомендует в ходе диагностики широко использовать наглядный материал, а также подчеркивает, что действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.
Автор особо заостряет внимание на том, что ребёнка можно сравни-вать только с ним самим.