Валентина Воловик
Комплекс мероприятий по усовершенствованию коммуникации детей среднего дошкольного возраста с элементами игрового тренинга
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс мероприятий по усовершенствованию коммуникации детей среднего дошкольного возраста основанный на элементах игрового тренинга
Комплекс имеет своей целью : способствовать созданию положительного социально-психологического климата в группе и семье, а также развитию у детей умений вербальной и невербальной коммуникации, толерантного отношения к окружающим.
нас хороший, кто у нас пригожий?»
4. Рисование гуашью «Мое имя».
Закройте глаза и шепотом произнесите свое имя. Представьте, какой у него цвет. А теперь нарисуйте его.
Ритуал окончания занятия.
Публикация «Комплекс мероприятий по усовершенствованию коммуникации детей среднего дошкольного возраста с элементами игрового тренинга» размещена в разделах
5. Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»
Тренер обращается к соседу справа со словами: «Спасибо, что ты сегодня был (а) вместе со мной». Далее дети по кругу благодарят друг друга за то, что провели вместе время.
6. Рефлексия: что сегодня понравилось на занятии, а что нет?
Занятие № 2 «Я и мои друзья»
Цель:
- формировать товарищеские качества, развивать умение общаться со сверстниками;
- способствовать творческому и эмоциональному самовыражению, воспитывать чувствительность к чувствам других людей.
Ход занятия
1. Упражнение «Приветствие»
Дети садятся в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и говорят: Доброе утро, (имя! Затем упражнение нужно повторить в обратном направлении.
2. Упражнение «Ручейки»
Цель игры - учить детей работать в команде, общаться с окружающими. Игра помогает выявить предпочтения детей в выборе друзей и в этом смысле может оказаться хорошим подспорьем в воспитательной работе, так как превосходно иллюстрирует отношения между детьми в группе.
Рекомендуемый возраст детей – 3-6 лет.
Это хорошо знакомая многим игра наглядно показывает, как складываются отношения между детьми в группе: с кем желают дружить многие и кто пока остается в стороне.
Играть нужно группой, причем, чем больше игроков, тем лучше (15-25 человек оптимальное количество игроков). Нужно, чтобы количество игроков было нечетным (если оно четное, то спасти положение может взрослый, сыграв роль водящего).
В начале игры дети становятся парами друг за другом, держась за руки.
Во время игры каждая пара игроков высоко поднимает соединенные руки так, чтобы из них в конечном счете получился своеобразный свод. Один из игроков становится водящим - у него нет пары. Водящий становится лицом к колонне, составленной из пар игроков, и игра начинается.
Водящий проходит между игроками через образованный «свод» и, выбрав кого-то из игроков, берет его за руку и идет с ним в конец колонны. Игрок, оставшийся без пары, становится водящим: теперь наступает его очередь проходить внутри колонны игроков и выбирать себе друга. Играть можно, пока это не надоест.
Примечание: в ходе игры выяснятся, с кем чаще всего образуют пары, а с кем – нет.
3. Упражнение «Карусели»
Цель игры – сблизить детей в группе, научить их внимательно относиться друг к другу. Сама игровая ситуация – общность игровых движений, одинаковые для всех слова игры – способствуют появлению предпосылок для дальнейшего для дальнейшего общения между детьми.
Рекомендуемый возраст детей – 3 – 5 лет.
Играть в «Карусели» нужно группой. Игра начинается с того, что дети приглашают друг друга. Один из игроков (им может быть ведущий - взрослый) приглашает вступить в игру одного из детей. Например, он может сказать: «Давайте поиграем в карусели. Сашенька, пойдем играть!» и берет его за руку. Далее уже второй игрок будет выбирать следующего и так далее, пока не получится цепочка из игроков. Ведущий предлагает крайним игрокам взять друг друга за руку, чтобы в результате получился круг.
После этого дети хором декламируют стихотворение, выполняя под эти слова хороводные движения вслед за ведущим. Слова и движения в игре следующие:
Еле-еле, еле-еле
(Дети, не расцепляя рук, медленно ходят по кругу в правую сторону – «карусель» включили, и она пока только начинает разгоняться).
Завертелись карусели,
А потом быстрей, быстрей
(Движения постепенно убыстряются)
И еще быстрей, быстрей
(Дальнейшее увеличение темпа движений)
А потом бегом, бегом
(Дети уже не быстро ходят, а бегают по кругу, не расцепляя рук)
И еще бегом, бегом
(Те же движения)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
(«Карусель» теперь мчится в обратном направлении)
Тише-тише не спишите:
(Дети переходят на шаг, движения постепенно замедляются)
Карусель о-ста-но-ви-те
(Движения становятся все медленнее)
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
(Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг и три раза хлопают в ладоши, после чего расходятся).
Игра заканчивается, но при желании ее можно и повторить – обычно она очень нравится детям.
4. Игра с мячом «Расскажи мне о себе».
Вариант 1. Ведущий бросает мяч каждому ребенку в кругу. Тот, кто поймал, должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?», «Что тебе больше всего нравится?», «Что ты любишь делать?», «Чего ты больше всего боишься?».
5. Рисование «Портрет моего друга»
Вариант 1. Предложить детям нарисовать портрет своего лучшего друга карандашами, красками или фломастерами. Материал для рисования дети выбирают сами. Затем дети по желанию рассказывают о своем рисунке.
Ритуал окончания занятия.
6. Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»
7. Рефлексия: что сегодня понравилось на занятии, а что нет?
Занятие № 3 «Наша группа»
Цель:
- формировать навыки толерантного поведения, товарищеские качества;
- развивать умение общаться со сверстниками;
- учить строить взаимоотношения на основе общих интересов;
- способствовать творческому и эмоциональному самовыражению.
Ход занятия
1. Упражнение «Приветствие».
Дети садятся в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и говорят: Доброе утро, (имя! Затем упражнение нужно повторить в обратном направлении.
2. Упражнение «Подарки»
Цель игры – помочь детям сблизиться друг с другом. Игра способствует созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, учит детей прислушиваться к пожеланиям окружающих.
Рекомендуемый возраст детей 2- 5 лет.
Играть можно всей группой, как на площадке, так и в помещении. В начале игры ведущий спрашивает у детей, любят ли они получать подарки (естественно, ответ на этот вопрос наверняка будет положительным). После этого ведущий предлагает детям поиграть в подарки: каждый игрок получит свой подарок, а делать ему подарок будут остальные дети.
Для того чтобы объяснить правила игры, ведущий сам выбирает игрока, которого будут одаривать первым (назовем его водящим). Игроки становятся, держась за руки, в круг, а водящий встает в центр круга. Дети начинают водить вокруг него хоровод, говоря при этом:
Принесли тебе подарки:
Что ты выберешь, дружок?
Конь и кукла в платье ярком,
Самолетик и волчок.
Говоря слова «конь», «кукла», «самолетик», «волчок», ребята тем самым перечисляют подарки. Водящий выбирает тот подарок, который хотел бы получить (из перечисленных). После того как водящий назвал его, остальные дети, не выходя из круга, начинают его изображать, выполняя игровые движения и произнося определенные слова (в зависимости от того, что именно пожелал себе в подарок водящий).
Если водящий выбрал в качестве подарка коня, то дети поворачиваются направо и бегут по кругу. Высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Руки при этом они вытягивают вперед, как будто держат поводья, сами держаться прямо. При этом игроки хором произносят следующие слова:
Конь ретивый цок-цок-цок,
Цок-цок-цок!
Слышен топот быстрых ног:
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок!
Тпруууу!
(Дети останавливаются и поворачиваются лицом к центру круга).
Если водящий пожелал в подарок куклу, то движения и слова, которые произносят остальные игроки, будут уже другими:
Кукла, кукла, попляши,
Нам платочком помаши!
(Слова повторяются два раза).
Под эти слова дети свободно танцуют.
Если водящий выбирает в подарок самолетик, то дети сначала «заводят» свои самолеты (т. е. стоя на месте, крутят руками, держа их перед собой, а потом «летят» по кругу, расставив руки в стороны. Заводя мотор, дети хором произносят:
Самолет-самолет,
Ты возьми меня в полет!
После того как самолеты «завелись», дети изображая полет, тянут звук «ж-ж-ж». Когда самолеты описали полный круг вокруг водящего, они замедляют движение и медленно «приземляются» (дети присаживаются на корточки).
Если водящий выбирает волчок, то дети произносят следующие слова:
Вот как кружится волчок:
(Дети кружатся на месте)
Прожужжал – и на бочок!
(Дети присаживаются на корточки и слегка отклоняются вбок, опираясь одной рукой об пол).
Итак, водящий выбирает себе один из подарков, и дети изображают его. В ходе игры водящий внимательно следит за остальными игроками, отмечая того, кто изобразил подарок лучше всех, после чего объявляет его имя и меняется с ним местами.
3. Упражнение «В лес по ягоды»
Цель игры - учить детей общаться друг с другом, помогать им включаться в совместную деятельность. Игра знакомит детей с названием ягод.
Для игры вам потребуются шапочки для детей, изображающие лесные ягоды. Можно нарисовать и вырезать из бумаги изображения ягод и наклеить их на бумажный ободок. Потребуются изображения ягод земляники, малины и ежевики, голубики, крыжовника и т. д.
Рекомендуемый возраст детей – 4-5 лет.
Играть можно группой, состоящей из пяти-шести человек (Можно и больше, если сможете включить в игру больше названий ягод). Двое игроков «пойдут по ягоды», остальные игроки надевают шапочки и изображают ягоды.
«Ягоды» садятся на корточки, произвольно располагаясь на игровом поле (играть лучше всего в игровом помещении, изображающем лес. Игроки идущие по ягоды, берутся за руки и идут по лесу, напевая:
В лес по ягоды пойдем.
Земляничку мы найдем.
Дойдя до игрока, изображающего собой землянику, дети останавливаются и говорят:
Земляничка-ягодка,
Как же ты красна,
Земляничка-ягодка,
Как же ты вкусна
Земляничка-ягодка, руку нам давай
(Берут ее за руки,
Земляничка-ягодка в хоровод вставай.
Дальше игроки идут по лесу уже втроем, напевая:
В лес по ягоды пойдем,
Ежевичку мы найдем.
Дойдя до игрока, изображающего собой ежевику, дети приглашают его в свой хоровод так же, как и предыдущего игрока, только слова приглашения немного меняются:
Ежевичка-ягодка,
Синий-синий цвет.
Ежевичка-ягодка,
Краше тебя нет.
Ежевичка-ягодка,
Руку нам давай.
Ежевичка-ягодка,
В хоровод вставай.
К хороводу присоединяется, таким образом, еще один игрок.
Так же дети находят, малину, смородину, голубику, чернику, сопровождая каждую свою находку все теми же стихами (меняется только название ягоды).
В конце игры, после того как все ягоды собраны, дети водят хоровод, декламируя хором:
По лесу мы шли, шли,
Много ягод нашли, -
После чего перечисляют все найденные ими ягоды. На этом игра заканчивается.
Примечание: игра эта полезна тем, что, во-первых, помогает детям включиться в определенные роли (ягод, идущих по ягоды детей, а во-вторых, учит детей дружбе : приглашая «ягоду» в хоровод, дети, таким образом, принимают игрока в свою компанию.
4. Упражнение «Угадай, что я почувствовал»
Цель игры - обогащать внутренний мир ребенка. Игра способствует улучшению понимания ребенком чувств других людей, развивает навыки связной речи и общения, учит сопереживать.
Рекомендуемый возраст детей – 3-5 лет.
Не подлежит сомнению то, что ребенку легче понять свой внутренний мир и внутренний мир других людей на определенных наглядных примерах. Вот посему, помогая ребенку осмыслить эмоции лучше оперировать не абстрактными понятиями, а реальными ситуациями. На этой основе и построена игра.
Играть в нее можно как индивидуально с ребенком, так и группой. Взрослый рассказывает детям небольшую историю (или просто оговаривает ситуацию) и просит детей закончить ее, сказав, что мог при данных обстоятельствах почувствовать герой истории.
Начинать следует с ситуаций, героями которых являются сами дети.
5. Упражнение «Поссорились и помирились»
Цель – учить детей правильно понимать эмоциональное настроение.
Рекомендуемый возраст детей 4 — 5 лет.
Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей.
Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.
Затем изображают помирившихся.
Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.
Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».
Ритуал окончания занятия.
6. Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»
7. Рефлексия: что сегодня понравилось на занятии, а что нет?
Занятие № 4 «Какие бывают эмоции»
Цель:
- познакомить детей с разнообразием эмоциональных состояний;
- развить способность к пониманию эмоционального состояния других людей;
Ход занятия
1. Упражнение «Приветствие».
Дети садятся в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и говорят: Доброе утро, (имя! Затем упражнение нужно повторить в обратном направлении.
2. Упражнение «Сказочная тропинка»
Цель игры – обогащать внутренний мир детей, давать им понятие об отрицательных и положительных эмоциях и чувствах. Игра развивает слуховое восприятие, фантазию, учит понимать и чувствовать музыку.
Для игры понадобятся для игры понадобиться только музыкальное сопровождение, причем должны звучать, как минимум, две мелодии: одна легкая и веселая (для иллюстрации положительных эмоций, а вторая – мрачная, грустная (для иллюстрации отрицательных эмоций). Также нужно разметить игровое поле – на полу помещения начертить или выложить нитью длинную извилистую «тропинку», по которой будут проходить игроки. Желательно, чтобы тропинка имела много изгибов и в конце концов возвращалась к исходной точке (замыкалась).
Рекомендуемый возраст детей – 3 – 5 лет.
В начале игры ведущий показывает детям тропинку и объявляет, что эта тропинка не простая, а сказочная: по обеим сторонам от тропинки живут разные сказочные персонажи. По ней нужно будет пройти, чтобы познакомиться с самыми разными сказками. Дети выстраиваются на «старте» : становятся друг за другом, каждый держится за талию стоящего впереди. Первый игрок объявляется водящим : он будет вести за собой всю колонну
Прежде чем дети начнут идти по сказочной тропинке, ведущий должен напомнить им, что сказочные персонажи бывают разными: некоторые из них добрые, а некоторые – злые. Если игра проводится с детьми старшего возраста, достаточно начитанными, то ведущий может попросить их вспомнить добрых (таких как Колобок, Дюймовочка, Красная Шапочка, Василиса Прекрасная) и злых (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч) сказочных героев. Ведущий объясняет, что по сказочной тропинке нужно идти осторожно. Ни в коем случае нельзя терять бдительность: злые сказочные герои спят, но если шуметь, то их можно разбудить. Подсказкой для детей должна стать музыка : если заиграет легкая и веселая музыка, значит, бояться нечего – здесь живут добрые сказочные персонажи, а если мелодия будет другой - мрачной, тяжелой, значит, детям придется быть осторожнее, так как они в этот момент будут проходить мимо жилища злого героя.
Под эти две мелодии двигаться можно будет по-разному: если звучит легкая музыка, настраивающая на положительные эмоции, то дети могут идти весело и быстро, подскакивать, бежать. Если же играет другая мелодия, предупреждающая об опасности, то нужно идти медленно, плавно, чуть пригнувшись, и не шуметь.
Главная роль здесь будет принадлежать водящему: именно он должен правильно ориентироваться в музыке и показывать пример другим игрокам.
Если ведущему надоедает его роль, он в процессе игры (в то время, когда играет веселая музыка) может обежать колонну и встать за другим игроком в ее «хвосте». Тогда водящим становится игрок, который стоял за ним (т. е. второй). Кстати, полезно, чтобы во время игры водящие менялись часто: так у каждого ребенка появится шанс самостоятельно почувствовать разницу между мелодиями и понять, какая из них передает положительные, а какая отрицательные эмоции.
Играть можно, пока дети не дойдут до исходной точки или пока не надоест (если детей увлекла игра, то можно пройти и несколько кругов по тропинке).
В конце игры ведущий должен обязательно похвалить детей за внимание и вместе с ними порадоваться тому, что они прошли по тропинке, не разбудив отрицательных сказочных героев.
3. Упражнение «Изобрази чувство»
Цель игры – помочь ребенку раскрыть его внутренний мир, постичь многообразие эмоций.
Рекомендуемый возраст детей 4-7 лет.
В начале игры взрослый просит детей вспомнить и перечислить чувства, какие им известны. Вопрос формулируется более подробно, с использованием конкретных ситуаций, например: «Что ты чувствуешь, если тебе подарят игрушку, о которой ты мечтал? (радость)» и т. д.
Каждому игроку можно задать один такой вопрос. Его ответ – название эмоции – будет темой небольшого творческого задания. Ведущий предлагает детям поиграть в театр и предупреждает, что каждый игрок будет играть свой спектакль, в котором должен изобразить ту эмоцию, которую назвал.
После того как каждый игрок изобразит «свою» эмоцию, ведущий вместе с детьми обсуждает эти маленькие сценки и просит детей назвать лучшего актера.
Примечание: если ребенок не справляется, можно конкретизировать задание с помощью наводящих вопросов, например: Что ты чувствуешь, когда твою игрушку сломали? (злость)
4. Упражнение «Назови чувство»
Цель игры – обогатить внутренний мир ребенка, помочь ему увидеть многообразие эмоций. Игра способствует обогащению словарного запаса ребенка, развивает слуховую память.
Для игры потребуется резиновый мячик небольшого размера.
Рекомендуемый возраст детей – от 4 лет.
В этой игре могут принимать участие, как минимум, двое игроков, но оптимальное их число – три-четыре человека.
По сути своей это одна из многочисленных игр с мячом. Игроки становятся или садятся в круг (если игроков двое, то они садятся друг против друга). Игра начинается. Первый игрок передает мяч сидящему рядом, тот - следующему и т. д. «Изюминка» игры состоит в том, что, передавая мяч, игрок должен назвать какую-нибудь эмоцию, например, «злость», «радость», «восторг». Называть можно как положительную, так и отрицательную эмоцию. Передавать мяч надо быстро, долго держать его в руках нежелательно. Играть можно до тех пор, пока весь запас названий эмоций не исчерпается (разумеется, повторяться игрокам нельзя : если кто-нибудь из них по ошибке скажет то же самое слово, то остальные игроки подмечают это).