Юлия Максимовна Баринова
Оформление уголка сенсорного развития в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Оформление уголка сенсорного развития в первой младшей группе №1 «Бусинки» МДОУ «ДСКВ №59 д. Новое Девяткино»
[/b]
Выполнила: воспитатель Баринова Ю. М.
Новое Девяткино, 2024
Содержание:
1. Актуальность наличия сенсорного уголка в ДОУ
Публикация «Оформление уголка сенсорного развития в первой младшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
2. Понятие «сенсорный уголок» и его предназначение
3. Цели, задачи и принципы организации сенсорного уголка в ДОУ
4. Оснащение сенсорного уголка в первой младшей группе №1 «Бусинки»
1. Актуальность наличия сенсорного уголка в ДОУ
[/b]
Сенсорное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
В раннем и дошкольном возрасте сенсорное развитие имеет огромное значение, так как он наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений знаний об окружающем мире.
Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребенка постоянно.
Раннее детство -особый период становления органов, систем и, прежде всего, функции мозга. На этом этапе ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Ведущая деятельность в раннем возрасте-предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности. Учет цвета, формы и величины объектов- необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, не могут быть развиты полноценные представления
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Однако известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Поэтому для того, чтобы вернуть всю полноту восприятия ребенка с реальными объектами в дошкольных образовательных учреждениях организуют сенсорные уголки развития.
2. Понятие «сенсорный уголок» и его предназначение
[/b]
Сенсорный уголок – развивающее пространство, созданное на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования, являющегося необходимым для развития сензитивных качеств личности ребенка определенного возраста, его восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и позволяющего детям получать навыки социального общения и взаимодействия.
Сенсорный уголок в группе предназначен:
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
• для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
• для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
• для создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
• для активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
• для повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей.
В нашей первой младшей группе оборудован специальный стеллаж под игры для сенсорного развития.
3. Задачи и принципы организации сенсорного уголка в ДОУ
[/b]
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организационных занятиях, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Можно выделить следующие задачи, которые выполняет сенсорный уголок:
-обогащает сенсорный опыт детей;
- развивает аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина);
-развивает внимание и память детей;
-развивает слуховую дифференциацию, тактильные ощущения, температурные различия;
-развивает мелкую моторику рук.
Центр сенсорного развития в ДОУ организовывается в соответствии с основными принципами:
• доступность;
• безопасность;
• креативность;
• разнообразие объектов.
4. Оснащение сенсорного уголка в первой младшей группе №1 «Бусинки»
Уголок сенсорного развития в нашей первой младшей группе №1 «Бусинки» обогащен дидактическими пособиями, игрушками для развития мелкой моторики рук, дидактическими играми для определения цвета, формы и величины предметов, которые способствуют обогащению сенсорного опыта наших ребятишек, и помогают нам, воспитателям, осуществлять задачи познавательного развития.
1. Дидактические игры для формирования представлений о величине.
К таким играм в нашем уголке можно отнести различные пирамидки, рамки-вкладыши, блоки Дьенеша, дидактическую игру «Одень медведей».
2. Дидактические игры для формирования представления о цвете
К таким играм в нашем уголке можно отнести различные сортеры, пирамидки, кубики, конструктор, а также дидактические игры «Разложи белье по цвету» и «Подбери колеса для машины», игра на прищепках «Развесь белье».
3. Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук
К таким играм можно отнести различные шнуровки, сложные геометрические пирамидки, магнитную рыбалку, мозаику, пазлы, игры с прищепками, рамки-вкладыши, дидактические игры на липучках, лабиринты, бизибороды, которые способствуют стимуляции сенсорного развития, а также развитию зрительного восприятия, мелкой моторики рук и закреплению понятия о цвете и величине предметов.
4. Игры для развития слухового восприятия
Для развития слухового восприятия в нашем уголке есть различные музыкальные инструменты и шумовые игрушки – пианино, неваляшки, дудочки, трещалки, маракасы, тарелки и т. д.
5. Игра для развития тактильных ощущений
К таким играм в нашем уголке можно отнести сенсорную коробочку «Поиск сокровищ», которая наполнена различными видами круп и макарон, магнитная рыбалка для игры в воде, а также книги с тактильными вставками.