Папки-передвижки

Оформление уголка по патриотическому воспитанию «Мы живем в России» в старшей группе.

Светлана Балакшина
Оформление уголка по патриотическому воспитанию «Мы живем в России» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы

Произошедшие значительные изменения в жизни современного общества, в соответствии с новыми достижениями науки и техники, повлекли за собой изменения и в социокультурном пространстве существования всего человечества. Особенностью социокультурной среды общества России, является ее многонациональность с присущей ей разной культурой. Присутствие людей из разных социокультурных слоев в нашей стране, определяет ее статус как полиэтнической, многоязычной, поликультурной.

Публикация «Оформление уголка по патриотическому воспитанию „Мы живем в России“ в старшей группе,» размещена в разделах

На этапе всеобщей модернизации российского социума, происходящей в условиях постоянной изменчивости и не стабильности современного мира, остро встает проблема поликультурного образования подрастающего поколения. В наши дни, на фоне «погони» за вырастающем уровнем материальных благ, когда доминирующую роль играет наличие «определенного уровня» достатка, наблюдается тенденция снижения уровня и потери духовных ценностей: уважение к традициям, обычаям и искусству своего народа. Что в данном случае приводит современное общество к черствости, отчужденности, враждебности и конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому поликультурное образование приобретает особую значимость во всех образовательных учреждениях, а в дошкольных учреждениях стало занимать приоритетное направление в работе с детьми.

Приобщение дошкольников к народной культуре определяется социальным заказом общества, что отражено в законе «Об образовании РФ», который провозглашает единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. В настоящее время, в соответствии с изменениями, происходящими в работе дошкольных учреждений в условиях ФГОС, стало необходимо построение новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром по средствам приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, с учетом этнокультурной ситуации развития детей. В связи с обновлением содержания дошкольного образования, произошли изменения и в самом педагогическом процессе.

В дошкольном возрасте, когда ребенок начинает непосредственно взаимодействовать с социумом, у него начинают формироваться представления о себе, обществе и о своем месте в нем, т. е. происходит первоначальное становление личности. В этот период, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру, необходимо формировать представления о родном крае, малой Родине, ее достопримечательностях, населении, традициях, обычаях, прививать любовь к родным местам, желание сохранять и приумножать богатства своей Родины, воспитывать чувство гордости за свой народ. Таки образом, построение воспитательно-образовательного процесса, который должен носить этно – и поликультурное содержание, необходимо организовывать во всех направлениях становления и развития личности дошкольника. А характерные для дошкольного возраста такие черты, как любознательность, жажда получения новых знаний и впечатлений, создают благоприятные условия для формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

Ребенок – существо социальное, личность его формируется и развивается не только под воздействием созданных условий, но и окружающей среды, которая служит условием, источником его знаний и опыта. Но среда, окружающая ребенка, является не только социальной, но также и этнической. Поэтому для гармоничной организации процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе специально организованной образовательно-развивающей среды. Предметно-пространственное окружение которой, должно создавать благоприятные условия для самореализации представителя любой культуры, обеспечивать адекватное восприятие ребенком своей национальности и формировать позитивное отношение к представителям других народностей, выполняя функцию его развития.

Опыт работы показывает, что приобщение детей к культурному многообразию социума, посредством предметно-пространственного окружения и разнообразной деятельности детей, когда ребенок непосредственно взаимодействует с объектами, предметами разных культур являясь ее активным участником – способствует становлению многокультурной личности, готовой к восприятию интегрированной информации о мире, искусстве, обществе и культуре. Это возможно при условии, если среда в группе «достаточна» наполнена материалом с поликультурным содержанием – предметами и объектами исконного быта; дидактическими играми; народными игрушками; иллюстрациями и тематическими альбомами; художественной и научно-познавательной литературой; атрибутами для игр.

Осознания важность культурного многообразия для самореализации личности, в нашей группе организован уголок «Мы живем в России», который пополняется и обновляется новым материалом по мере его усвоения детьми. Находящиеся в нем материалы и пособия, а это – символика страны (герб, гимн, флаг); карта России; иллюстрации с изображением национальных костюмов и предметов быта, народных игрушек и макетов жилищ народов мира; дидактические игры, атрибуты к народным играм – позволяет формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, а так же воспитывать в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Практика показывает, что обогащая и дополняя предметно-развивающую среду специально организованными уголками по патриотическому воспитанию, например, такими как «Мы живем в России», способствуют обогащению и расширению представлений детей о культурном многообразии нашей страны, а сам педагогический процесс поликультурного образования дошкольников делает разнообразным, увлекательным и творческим.

Литература:

1. Бережнова, О. В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ / О. В. Бережнова // Воспитатель ДОУ. 2010. №7.

2. Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - Art 13571. - 0,7 п. л. - URL : https://e-koncept.ru/2013/13571.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

3. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/ Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.

4. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.

Публикации по теме:

Изменения в экспертном заключении (аттестация в СПБ) Изменения в экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогических работников ОУ в Санкт-Петербурге. Уважаемые.

Кукла в русском национальном костюмеКукла в русском национальном костюме В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оформление уголка по патриотическому воспитанию «Мы живем в России» в старшей группе.
Опубликовано: 22 марта 2015 в 13:01
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оформление уголка по патриотическому воспитанию «Мы живем в России» в старшей группе.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Балакшина (УИ 165460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД