Жук Наталья
ООД «Звуки и краски Весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 города Галича Костромской области
Конспект организованной образовательной деятельности
по музыке
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность
Тема: «Звуки и краски весны»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Жук Наталья Евгеньевна
2016 г.
Пояснительная записка.
Публикация «ООД „Звуки и краски Весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Организованная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» на тему «Звуки и краски весны» проводилась с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет). В рамках образовательного процесса занятия по музыке с детьми данного возраста проводятся два раза в неделю, продолжительностью по 25 минут. Всего в течение года проводится 72 занятия. Организованная образовательная деятельность по музыке осуществляется в соответствии примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой («Мозаика –синтез», 2014) и парциальной программой «Музыкальные шедевры» под редакцией О. П. Радыновой («ТЦ Сфера», 2009, 2014).
Данная образовательная деятельность является итоговой по теме «Звуки и краски весны». Перед его проведением велась большая предварительная работа:
- знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского (слушание и разбор музыкальных произведений из цикла «Времена года»);
- просмотр репродукций картин о весне;
- чтение литературы о весне (стихотворения, рассказы, потешки, заклички);
- заучивание стихотворений о весне («Подснежник» Л. Яхнин и др.);
- заучивание пальчиковой гимнастики «На дверях висит замок»;
- заучивание народной игры «Идёт матушка Весна».
Конспект организованной образовательной деятельности составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует ФГОС к построению современной системы дошкольного образования.
Проведённая образовательная деятельность получилась очень насыщенной и интересной. Все поставленные задачи выполнены в полном объёме. Дошкольники с большим интересом слушали музыку П. И. Чайковского, высказывались о ней. У детей сформировано умение воспринимать красоту природы с помощью выразительных средств музыки, живописи и художественного слова. Закреплены знания дошкольников о весне, её приметах и весенних природных явлениях. Использование сюрпризных моментов (появление персонажей – Март, Апрель, Май и Весна) помогло сделать организованную образовательную деятельность эмоционально приятной для детей и динамичной.
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» с детьми старшей группы
на тему «Звуки и краски весны»
Интеграция с другими образовательными областями:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие».
Интеграция детских видов деятельности:
- коммуникативная деятельность;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- игровая деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- изобразительная деятельность.
Материалы и оборудование:
- портрет композитора П. И. Чайковского (электронная версия);
- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (электронная версия);
- комплект мультимедийной техники и экран;
- звуковая панель и флеш-накопитель с музыкальным репертуаром;
- фортепиано;
- магнитная доска (для составления коллажа);
- султанчики (для танца - импровизации «Подснежники»);
- муляжи- ключи в количестве 3 шт.
Цель: развитие эстетического восприятия мира через синтез музыки, художественного слова, пластики и изобразительного искусства.
Задачи:
1. Обучающие: продолжать формировать умение воспринимать окружающую действительность с помощью выразительных средств музыки, литературы и изобразительного искусства.
2. Развивающие: формировать познавательный интерес детей средствами музыки, художественного слова и изобразительного искусства; стимулировать желание детей высказываться о музыке; развивать умение отображать художественные и музыкальные образы.
3. Воспитывающие: воспитывать художественный интерес и эстетическое отношение к природному окружению, прививать эстетическое чувство к классической музыке, обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Солнышко светит по-весеннему ярко, как - будто улыбается нам. Давайте и мы подарим друг другу улыбки!
К солнышку потянулись и улыбнулись!
Лучик взяли, к сердцу прижали - людям отдали!
(дети выполняют движения по тексту)
Думаю, всем стало теплее от добрых улыбок! Дети послушайте мою загадку:
- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
Дети: Весной
Муз. руководитель: К нам на занятие обещалась прийти Весна, но что-то её нет.
(стук в дверь, Почтальон принёс письмо)
Муз. руководитель: Письмо. От кого же оно? (читает)
От Весны! Да не простое письмо, а звуковое!
Давайте вместе его послушаем.
(слушание звукового письма)
Муз. руководитель: Нужно помочь Весне освободиться от оков Зимы.
Нам надо подобрать ключи, чтобы отомкнуть замки Зимы и выпустить Весну. Сделать это не просто, ведь ключ не один и не два, а 3 ключа.
Как вы думаете, почему именно 3?
Дети: Весной 3 месяца : март, апрель, май.
Муз. руководитель: Найти все 3 ключа поможет нам волшебная музыка русского композитора П. И. Чайковского.
Послушаем эту музыку и подумаем о каком месяце она рассказывает.
Слушание «Март. Песня жаворонка» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
Муз. руководитель: Итак, как вы считаете, о каком весеннем месяце музыка нам рассказала?
Дети: о марте.
Муз. руководитель: Правильно. Это пьеса называется «Март. Песня жаворонка». Какие приметы марта передала вам музыка?
Дети: На голубом небе светит яркое солнце. От солнечных лучей плачут сосульки звонкой капелью. Прилетают первые перелетные птицы – грачи.
Муз. руководитель: В давние времена народ считал, что Весна сама не придет, ее нужно приглашать. Поэтому люди исполняли заклички, зазывая, таким образом, птиц, которые на своих крыльях несли весну :
Грачи, прилетите,
Весну – красну принесите!
С прилётом этих птиц наступает настоящая весна. Такую картину наблюдал и художник Алексей Кондратьевич Саврасов на окраине русского села. Он тоже радовался весне, прилету грачей. И он написал про это пейзаж, который так и назвал «Грачи прилетели». Итак, внимание на экран! (Дети рассматривают на экране пейзаж).
А теперь скажите, как звучала музыка Чайковского «Март»?
(ответы детей)
Муз. руководитель: Почему тебе показалось музыка радостной и оживлённой?
Ребё нок: Природа пробуждается, солнце светит ярче…
Муз. руководитель: Кому-то из вас музыка показалась веселой, радостной. И это правильно, ведь музыка передала нам радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла. Кому-то музыка показалась грустной, печальной, и я согласна, ведь музыка передаёт нам печаль по уходящей зиме. Кто-то услышал грубое, тревожное звучание музыки, - передающее нам встречу Зимы и Весны. Зима злится, не хочет уступать свои права.
Вернёмся к картине А. К. Саврасова.
Художник увидел, как на берёзы опустилась стая грачей, они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда, скоро там появятся птенцы.
Внизу, у корней берёзы, грач нашёл веточку и держит её в клюве, сейчас он взлетит. Все птицы заняты своим делом, они суетятся, волнуются, перелетают с ветки на ветку.
А теперь давайте покажем с помощью рук «Полёт птиц».
Пластический этюд «Полёт птиц»
Муз. руководитель: В марте на земле много снега. А снег какого цвета?
Дети: белого.
Муз. руководитель: И мы Март назовём белым месяцем Весны.
(Входит Март)
Март: Здравствуйте, дети!
Я – Март, месяц переменчивый,
То снегом сею, то солнцем грею.
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Февраль силён метелью,
А март капелью!
Муз. руководитель: Дорогой Март, дети знают все твои приметы и слушали музыку П. И. Чайковского, которая называется «Март. Песня жаворонка».
Март: Хорошо! За это я дам вам ключ, которым вы отомкнёте один из замков Зимы. Но прежде ответьте: Почему ключ белый?
Дети: Весна в марте белая, т. к. много снега.
Март: Прощайте, друзья! (уходит)
Муз. руководитель: Дети, а как называется второй месяц весны?
Дети: Апрель.
Муз. руководитель: Правильно! Как русский народ говорит о приметах апреля в пословицах и поговорках?
Дети:
-Апрель - водолей
-Апрель – снегогон
-Апрель – ледолом
-Апрельские ручьи землю будят.
-Апрель водою славен, первыми цветочками красен!
- В апреле земля преет, ветрено и теплом веет!
Муз. руководитель: В народных пословицах и поговорках вы рассказали о ярких приметах апреля: о том, что быстро тает снег, весело журчат ручьи, много воды, трескается и ломается лёд на водоёмах, появляются первые цветы.
Какие цветы в апреле можно увидеть в городе?
Дети: Мать- и –мачеху.
Муз. руководитель: Какие цветы растут в апреле только в лесу?
Дети: Хохлатки, подснежники, медуницы.
Муз. руководитель: Что вы можете рассказать о подснежнике?
Дети: Подснежники – это маленькие, нежные и хрупкие цветы сине-голубого цвета. Подснежники называют синими глазами Весны.
Муз. руководитель: Кто знает стихотворение про подснежник?
(ребёнок читает стихотворение «Подснежник»)
Муз. руководитель: Какое музыкальное произведение вы знаете, в котором композитор с помощью музыкальных средств изобразил весенний пейзаж и подснежник?
Дети: «Апрель. Подснежник».
Муз. руководитель: Давайте ещё раз послушаем эту пьесу и попытаемся представить картину.
Слушание «Апрель. Подснежник»
Муз. руководитель: Давайте расскажем что представили, и составим картину
(Обращает внимание детей на магнитную доску) Это весенний лес.
(составление коллажа с рассказом)
Муз. руководитель: Как музыка П. И. Чайковского передала нам переменчивое состояние месяца Апрель? (Всегда одинаково звучала)
Дети: Музыка была то ласковая, нежная светлая, то тревожная, беспокойная настороженная, волнующая, трепетная.
Муз. руководитель: Я предлагаю вам превратиться в подснежники и потанцевать, выражая характер музыки.
Танец «Подснежники» (с султанчиками)
Муз. руководитель: Каким бы цветом вы обозначили месяц Апрель?
Дети: Синим.
(входит Апрель)
Апрель:
Ах капель, капель, капель!
Голубая карусель!
К вам в кораблике бумажном
По ручью приплыл Апрель.
- Здравствуйте, дети! Я принес вам свой ключ, чтобы вы Весну спасли!
Муз. руководитель: Спасибо тебе, Апрель, оставайся с нами и вместе с детьми послушай мою загадку:
На луг Бурёнку выгоняет
Пришёл с цветами месяц…
Дети: Май!
Муз. руководитель: Правильно! Мы с вами знаем много песен о Весне. Подумайте и скажите, какие строки из знакомой вам песни могут рассказать нам о мае – месяце?
Дети:
-«Расцветай, зелен май, украшай наш край!»
-«Погляди - ка, дружок, зеленеет лужок!».
Муз. руководитель: Кто знает стихотворение о месяце Мае?
Дети:
Люблю, когда цветут сады
И зеленеют травы,
Скользят стрекозы у воды,
Шумят листвой дубравы!
По мановению руки
Цветок раскроет лепестки,
Назло громам и грозам
Лиловым, белым, розовым
Цветут, цветут, сады!
Муз. руководитель: Май – самый нарядный весенний месяц. Земля покрывается зелёным ковром, на деревьях распускаются листья, цветут черёмуха и сирень. Бело- розовыми кружевными накидками покрываются сады: цветут яблони, сливы, вишни. В лесу распускаются ландыши и фиалки. Бурлят реки и озёра. Дни в мае становятся длинными, а ночи короткими и светлыми.
Я для вас приготовила ещё загадки:
Летела стрела
Упала в лебеду
Ищу не найду (молния)
Меня ждут, не дождутся,
Как увидят – разбегутся (дождь)
Нашумела, нагремела
Всё промыла и ушла
И сады и огороды
Всей округи полила (Гроза)
Крашеное коромысло
Над рекою повисло (радуга)
Все эти явления природы можно наблюдать в мае.
Вот такой май: и цветущий, и нарядный, солнечный и обманчивый, с дождём и грозой. Сейчас мы послушаем музыкальное произведение «Май. Белые ночи» и вы поделитесь, какие чувства вызвала у вас эта музыка.
Слушание «Май. Белые ночи»
Муз. руководитель: Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Дети: Чувство радости, восторга, восхищения, удовольствия от цветущих садов, молодой нежной зелени. Чувство праздника.
Муз. руководитель: Сейчас это произведение будет звучать ещё раз, а мы с вами возьмём фломастеры и схематично изобразим те явления природы, о которых рассказывает нам музыка.
(Дети рисуют явления природы)
Муз. руководитель: А теперь расскажите что вы изобразили?
Ребё нок: Я нарисовал молнию
Муз. руководитель: Какую музыку ты слышал, когда представлял молнию?
(ребёнок отвечает и т. д.).
Муз. руководитель: Хорошо! Вы правильно услышали, все эти явления природы П. И. Чайковский передал нам в музыке.
Давайте подумаем, каким цветом можно обозначить месяц май?
Дети: Зеленым.
(Входит Май)
Май:
Здравствуйте дети!
Я - месяц Май, цветущий май!
Ключ зелёный принимайте
И Весну освобождайте!
До свидания! (уходит)
Муз. руководитель: Дети! Теперь у нас есть все три ключа,
И мы можем отомкнуть все замки в выпустить Весну!
(обращение к воспитателю) Елена Александровна! Откройте, пожалуйста, замки, а мы с ребятами вам поможем.
Пальчиковая гимнастика «На дверях висит замок»
(Выходит Весна)
Весна : Здравствуйте мои друзья!
Всех вас рада видеть я.
Все: Здравствуй, Весна!
Весна : Заковала в цепи меня лютая зима.
Всем спасибо, дети,
Что спасли меня!
Вам дарю своё тепло,
Чтобы всё вокруг цвело,
Чтоб листочки распускались,
Птицы песней заливались!
Солнце светит ярко-ярко,
Ручейки бегут, звенят,
Приглашаю, приглашаю
Поиграть я всех ребят!
Игра «Идет матушка Весна»
(после игры Весна уводит детей в группу).