Тарасенко Надежда Олеговна
ООД по знакомству с музыкальным «Детским альбомом» П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
Знакомство с биографией П. И. Чайковского;
Слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;
Просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом».
Цель:
Публикация «ООД по знакомству с музыкальным „Детским альбомом“ П, И, Чайковского» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
ознакомление детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского, циклом музыкальных произведений «Детский альбом».
Задачи:
знакомить детей с музыкой русского композитора П. И. Чайковского и циклом его произведений «Детский альбом»
Создавать условия для получения детьми удовольствия от общения с классической музыкой, представляя слуховые образы зрительным.
Прививать навыки культуры слушания классической музыки.
Оборудование:
Мультимедиа установка, экран, магнитофон, презентация к конспекту;
Ход ООД.
Слайд №1.(Портрет семьи)
Сегодня наш рассказ будет посвящён творчеству известного русского композитора Петра Ильича Чайковского, музыку которого знают во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.
172 года тому назад в г. Воткинске родился мальчик и назвали его Петей. В семье было много детей. Петя был младшим. Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно. Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры. Но была у него одна странность, которая всех удивляла. Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и уходил куда-нибудь в дом или сад. Оставаясь один, он сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он, к звукам, раздававшимся, внутри него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Мелодии звучали громко, порой часто ему мешали. Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика. Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии и даже сочинить свои…
По окончании Петербургской консерватории с золотой медалью. Чайковский переезжает в Москву, преподавать в Московской консерватории. И, с этого времени он целиком посвящает себя музыке.
Очень многие композиторы писали для детей. И Чайковский.
Слайд №2 (портрет Чайковского).
У него было несколько племянников. И один из них никак не мог научиться играть на фортепиано. Вот тогда Петр Ильич и придумал цикл лёгких детских пьес, под названием «Детский альбом» 24 пьесы – а в них целая жизнь: красота природы, детские игры, персонажи из любимых сказок. Каждая пьеса завораживает по-своему.
Давайте послушаем – это всем известный сказочный персонаж. Пьеса так и называется «Баба Яга». Звучит пьеса «Баба Яга».
Слайд №3 (Баба-Яга)
Вот это да! Как будто и вправду Баба Яга в своей ступе куда-то летит. Настоящий сказочный полёт!
Или вот такая мелодия. Звучит «Зимнее утро».
Слайд №4 (зимнее утро)
Очень красивая мелодия. Представьте, что вы проснулись ранним утром, подошли к окну – и увидели всю красоту зимнего утра: солнышко, мороз, снега. И настроение сразу стало светлым и солнечным!
А мальчики любят играть в солдатиков. Одна из любимых детских игр — это игра в лошадки. Лошадки бывают разные: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, заводные игрушки-лошадки. Давайте поиграем в лошадки под музыку Петра Ильича Чайковского «Игра в лошадки».
Слайд №5 (Солдатики на лошадках).
Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте отрывок из пьесы, которая закрывает альбом.
Слайд №6 (В церкви)
Знать и ребятам, и взрослым полезно:
Сладкая грёза – сон наш чудесный,
Или, быть может, это мечта,
Та, что тихонечко к нам подошла?
Утренний сон так спокоен, хорош
И на прекрасную сказку похож.
Он исполняет любые мечты,
Что в этой музыке слышали вы?
(авт. Э. Ш. Большакова)
Слайды с №7 по №21 (О чем мечтают дети).
Бом-бом-бом-бом! Закрывается альбом! Кто его нам подарил, для детей сочинил?
(Ответы детей).
Слайд №22 (детский альбом + портрет Чайковского).
Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства, и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать. Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание- попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ и поговорим о них.