Соболева Наталия Андреевна
ОД «Обряды старины далекой…»
▼ Скачать + Заказать документы
Обряды старины далекой.
(обряды Воронежской губернии)
Соболева
Наталия Андреевна
Программное содержание:
Познакомить детей с обрядами, поверьями Воронежского края. Познакомить детей с мифами Воронежского края.
Формировать у детей отношение к мифам и суевериям, укреплять познавательное отношение к природе, фюрмировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Обеспечить развитие активной речи и увеличение словаря.
Публикация «ОД „Обряды старины далекой…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Закладывать предпосылки совместной деятельности со сверстниками. Приучать детей к сдержанной вежливости в общении с окружающими. Прививать любовь к своему краю, учить уважать народные традиции, обряды, поверья. Воспитывать доброту, дружеские отношения, умение тактично предложить свою помощь.
Ход занятия
Дети входят в зал. Стоят кругом и поют песню.
Много в мире сказок
Самых, самых разных
Про ворчливых леших,
Грустных домовых.
Мы бы так хотели
С ними подружиться,
Чем-то им помочь
Повеселить бы их.
Сказка, сказка приходи,
С нами рядом посиди
Мы хотим тебя увидеть
Ты скорее приходи.
Тише музыка звучи
В сказку нас перенеси. Воспитатель:
Дети, вот мы и в сказке. Посмотрите здесь камень с какими-то рисунками и стрелками. Давайте посмотрим, что здесь нарисовано.
(Дети рассматривают рисунки на камне)
Налево пойдешь - в болото к водяному попадешь.
Прямо пойдешь - к бабе-яге попадешь.
На право пойдешь - в дремучий лес к лешему попадешь.
(Дети выбирают стрелку, которая указывает налево)
Воспитатель:
Ребята, завтра 16 апреля, по народному поверью это день, когда просыпаются водяные. Давайте-ка мы его сегодня разбудим. В народе водяного называют дедушка водяной-начальник под водой. Ребята, а какой из себя водяной?
Дети:
Водяной это старик - покрытый болотной травой. Он охраняет водное царство, если к нему относятся с почетом и уважением, он охраняет имущество. Если же водяной гневался, то он ломал мельницы, разгонял рыбу, а иногда даже посягал на жизнь людей.
Всплывает водяной и поет песню. Я водяной, я водяной Поговорил бы кто со мной,
А то мои подружки Пиявки да лягушки. Фу, какая гадость.
Водяной: (Обращается к детям)
Вы кто такие? Зачем пришли сюда?
Дети:
Мы дети из д/с «Светлячок». Мы путешествуем.
Дети:
Дедушка Водяной, мы хотим пить.
Водяной:
Я помогу вам, но для этого нужно перейти мое болото. А для этого необходимо уметь считать до десяти. Видите, кочки пронумерованы, переходить нужно, наступая на цифры строго по порядку от 1 до 10. Ну-ка покажите, как вы считать умеете (2-ое детей считают до десяти) наступая с одной точки на другую.
Водяной:
Ну молодцы справились с моим заданием. Есть в моем царстве колодец с чистой водицей. Я дам вам напиться только тогда, когда вы выполните еще одно мое задание. На срубе колодца есть буквы и ведро с буквами. Нужно выбрать такие буквы, чтобы они подошли к тем, которые есть на срубе колодца.
(2-ое детей подбирают буквы, а остальные дети вместе с Водяным проверяют, правильно ли выполнено задание).
Водяной:
Молодцы и читать вы умеете. За это я угощу вас чистой водой из колодца и помогу вам выбраться из болота. Возвращаться Вам нужно по тем же кочкам, только считать нужно в обратном порядке.
(Дети возвращаются назад к волшебному камню.)
Воспитатель:
Опять мы с вами оказались у волшебного камня. Куда же мы с вами теперь отправимся?
(Дети смотрят на камень и читают.) Пойдемте на право в лес.
Воспитатель:
Ну что же пойдемте в лес.
(Звучит музыка.)
Из леса показались два медвежонка. Они тянут друг у друга веревку.
Дети:
Здравствуйте медвежата. Зачем вы тяните веревку друг у друга?
Медвежата:
Мы хоти научиться прыгать через веревочку, а у нас только одна веревочка, а мы хотим, оба одновременно прыгать, как нам быть, не знаем.
Дети:
Да, трудное задание. Ведь если разделить приблизительно, то у одного Мишки веревочка будет длиннее, у другого короче. Прыгать неудобно.
Медвежата бурые, Не ходите хмурые Мы поможем вам.
(С этими словами девочки берут у Мишек веревочку, складывают пополам, разрезают и отдают медвежатам.)
1, ети:
Вот у вас получились две равные части.
(Обрадовались медвежата, стали кувыркаться и хвалить детей.)
Прощаясь, медвежата говорят:
Ребята, будьте осторожны, в лесу живет Леший.
Воспитатель:
Ребята, а вы что-нибудь знаете про леших?
Дети:
Лешие живут в лесу, они похожи на стариков. У них седая борода и одеты они в рогожу.
Воспитатель:
Правильно ребята. Живут лешие в сказочных лесах, жилище у них в густых камышах или лесных чащах. Леший, по народному поверью, редко бывает добр к человеку, большей частью старается ему навредить. Леший является человеку в разных видах, в особенности любит показываться дряхлым стариком.
(Из-за кустов раздается громкий плач.)
Воспитатель:
Кто-то громко плачет, ребята как вы думаете, пройдем мимо или поможем тому, кто попал в беду?
Дети:
Поможем!
Воспитатель:
Кто там плачет, выйди к нам.
(Из-за кустов выходит леший.)
Леший:
Что вы тут бродите? Или вам жить надоело?
Воспитатель, дети:
Здравствуй леший. Почему ты такой сердитый? Наши дети добрые, хотят твоей беде помочь. Что ты плачешь?
Леший:
Как мне не плакать? Старый ворон дал мне два кувшина. Один кувшин с живой, а другой с мертвой водой. А я забыл в каком кувшине какая вода, постарел видно.
Воспитатель:
Подожди плакать, слезами горю не поможешь. Что тебе ворон сказал, когда воду наливал?
Леший:
Ворон меня предупредил, что живой воды больше. Но кувшины непрозрачные, какой воды больше невидно, что же мне делать, как мне узнать.
Воспитатель:
Дети, подскажите лешему, что нужно делать.
Дети:
Воду нужно измерить.
(Они достают из своей корзины ведро и кружку.)
Дети:
Этой кружкой мы измерим сначала воду в одном кувшине (Наливают из кувшина воду в кружку и переливают в ведро.)
Дети считают кружки
Воспитатель:
Вот видите в этом кувшине три кружки.
(Дети переливают воду из ведра в кувшин. Другой ребенок начинает измерять воду в другом кувшине, получается пять кружек.) Дети: Вот в этом кувшине живая вода.
Леший от изумления ахнул.
Как вы узнали?
Дети:
Очень просто. Мы измерили воду: в одном кувшине три кружки воды, а в другом - пять кружек, пять больше чем три. Леший, что тебе сказал ворон - «что живой воды больше, чем мертвой». Значит вот в этом кувшине живая вода.
Леший:
Какие же вы молодцы, как я вам благодарен.
Воспитатель:
А чтобы ты не забыл, в каком кувшине живая вода, а в каком мертвая, мы тебе цветочек к кувшину с живой водой привяжем.
( Дети прощаются с лешим и возвращаются назад к камню и читают: «Прямо пойдешь - к бабе-яге попадешь».
Открывается дверь и выходит избушка на курьих ножках.)
Дети:
Избушка, избушка стань к лесу передом, а к нам задом.
Избушка топает ногой и говорит:
Кто здесь раскомандовался, это я сейчас буду командовать. Ну-ка сделайте 3 шага назад, 2 вперед, 1 влево. Молодцы, все правильно делаете. Приходите в гости. У меня в гостях домовенок Кузя живет. Вы слышали что-нибудь про домовых?
Дети:
Они живут в домах; охраняют дома, имущество. Люди очень уважают домовых.
Баба-Яга:
Правильно вы все сказали. У воронежских жителей домовые занимают первое место. Уважение народа к нему так велико, что он не только боится чем-нибудь оскорбить, обидеть домового, но даже напрасно произнести его имя. В разговоре домового называют дедушкой, хозяином.
По поверью, никакой дом не может стоять без домового, кто переходит из одного дома в другой, с хлебом-солью просит перейти домового на новое место жить. Домовой охраняет дом и хозяйство каждого домовладельца от других домовых, ведьм, болезней, следит за скотиной. У меня тоже есть домовенок Кузя.
(Зовет его.)
Домевенок Кузя:
Здравствуйте.
Дети:
Здравствуй Кузя.
Кузя:
Скажите, а вы все умеете делать?
Дети:
Все.
Кузя:
Тогда помогите мне. Шел я по лесу, нашел конверт, а что с ним нужно сделать не знаю. (Отдает детям концерт)
(Дети вынимают из него геометрические фигуры и складывают из них зверей и рыбок.)
Кузя:
Аи, да ребята молодцы.
Воспитатель:
Они у нас все знают и умеют: пляшут и поют.
Дети поют частушки:
1. Я с веселым водяным
Хочу подружиться,
Но скажите где сейчас
Он может находиться.
2. А я видела недавно
Леший по лесу бродил.
Попросила я его,
Чтоб за лесом он следил.
3. Все умеет домевенок:
Блины печь и щи варить.
Приходи к нам в садик Кузя
Веселее вместе жить.
4. Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было друзей,
О ком бы петь частушки.
Баба-Яга:
Ох, и молодцы, развеселили вы нас, ноги сами рвутся в пляс. (Все пляшут.)
Ох, я совсем забыла, пока вы тут задачи решали, я вам пышек напекла. Приглашай-ка гостей Кузя на чай.