Эльвира Ахметьянова
ООД «Башкирский национальный женский костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение воспитанников к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.
Задачи:
Образовательные :
- Пробуждать интерес воспитанников к башкирскому национальному костюму, познакомить с его особенностями, расширять знания о башкирской народной культуре.
- Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.
Публикация «ООД „Башкирский национальный женский костюм“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
- Закрепить умение воспитанников сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи и активизации словаря.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к изучению истории культуры башкирского народа.
- Развивать эстетический вкус, технические умения и навыки аппликации.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и уважение к традициям башкирского народа.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за свой народ.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома «Моя Республика Башкортостан», «Город Октябрьский». знакомство с куклами в башкирских костюмах,
- беседы о башкирском народе, их традициях,
- дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»
- рисование «Укрась платье», аппликация «Башкирский сапожок».
- экскурсия в музей башкирской культуры детского сада.
Методы и приё мы: звучание башкирских мелодий, беседа, вопросы к воспитанникам, дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм», рассматривание башкирского костюма, объяснение, сюрпризный момент, физминутка - подвижная игра «Прячу платочек».
Материалы и оборудование: башкирский национальный женский костюм; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись шум работы самолета; аудиозапись башкирской музыки; проектор; слайды, квадрат белой бумаги, элементы башкирского узора, вырезанные из цветной бумаги, клей.
Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
Словарная работа: кульдяк, камзул, ситек, кумьяулын , бисер, кукррэксэ, сулпы, кашмау
Мотивация: личная заинтересованность
Ход ООД
1 часть
Воспитатель собирает в круг воспитанников.
Воспитатель:
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики будили
Всех девченок и мальчишек
И весёлых шалунишек
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!
Воспитатель: Добрый день, октябрьцы. Почему я вас так назвала?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Как называется республика, в которой мы живем?
Ответы воспитанников.
Воспитанники садятся на стулья
2 часть
Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы летим на самолете.
Звучит аудиозапись шум работы самолета.
Воспитатель: из иллюминаторов самолета мы видим нашу большую Родину – Россию и свой родной край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы.
Показ слайдов под музыку «Туманное утро» музыка Р. Хасанова.
Воспитатель: на востоке высятся Уральские горы – Уралтау. Они покрыты густыми лесами. А вы хотите узнать, как появилась наша родина – Башкортостан?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».
Приглашаю вас посмотреть башкирский народный танец «Семь девушек».
Показ видеофильма «Танец Семь девушек»
Воспитатель: какой красивый танец! Вам понравился?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: танец действительно получился замечательным и красивым благодаря мастерству танцоров, музыке и конечно же костюмам.
Воспитатель приглашает воспитанников станцевать под башкирскую мелодию элементы башкирских движений.
Воспитатель: Посмотрите, как я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Да,правильно это башкирский национальный женский костюм. Давайте рассмотрим его. Вот это длинное платье называется кульдяк, повторим это слово - кульдяк, поверх платья одела - камзол, на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово).
Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками, серебряными монетами. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Вот это головной убор – кумьяулын – платок - покрывало.
Башкирские женщины также заботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах, которые назывались - сулпы.
Одевшись в красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Прячу платочек».
Проводится игра «Прячу платочек - Яулык»
Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке.
В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:
Спрячу, спрячу я платочек,
Под ракитовый кусточек.
Кто платочек найдет,
Тот со мной пойдет.
И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.
Воспитатель: Молодцы, дети, славно поиграли. А сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Наряди куклу в национальный костюм» (с названием деталей одежды).
Игра проводится 2-3 раза.
3 часть
На память о сегодняшне нашей встрече я хочу вам подарить вот такие платочки, они совершенно белые, некрасивые. Предлагаю украсить их башкирским узором.
На фоне башкирской мелодии педагог читает стихотворение Р. Б. Даутова
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.
Ребята, посмотрите, каким узором украшали жилище, утварь и конечно же свою одежду башкиры.
Показ слайда «Башкирские узоры»
Воспитатель: этот элемент орнамента называется «Бараньи рога», цвет желтый и он действительно похож на бараньи рога; этот знак означал солнце (показ на солярный знак). А вот этот означал гостеприимство (элемент орнамента выполнен в виде сердечка). Так же часто использовались различные геометрические фигуры. Назовите эти геометрические фигуры.
Ответы воспитанников. (квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник)
Воспитатель:предлагаю украсить платочки аппликацией. Проходите и занимайте места за столами.
Продуктивная деятельность.
Воспитанники подходят к столам и выполняют аппликацию на тему «Башкирский платок». В аудиозаписи звучит башкирская мелодия «Элегия» Н. Сабитова.
По окончании работы воспитанники рассматривают работы друг друга, рассказывают чья работа им понравилась и почему.
4 часть.
Воспитатель: вот и закончилось нашего занятие. Я благодарю вас за то, что вы были такими активными, весёлыми и любознательными. А вам понравилось наше занятие?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: расскажите, что вы видели и слышали. А что вам понравилось больше всего?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: что было самое сложное для вас?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Молодцы ребята! Вы сегодня замечательно потрудились!
Использованная литература:
1. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство "Китап", 1995, - 112 с. : ил.
2. Колбина А. В. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. - Уфа, ООО "Деловая династия"", 2014 - 28 с.
3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. - 1-е изд. - Уфа: Китап, 1995. - 240 с., ил.
4. Булгаков Р. М. Материальная культура башкирского народа. - Уфа: Китап, 1998. - 20с., ил.