Анна Бельская
Обзор программ и технологий по патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
.Обзор программ и технологий патриотического воспитания с учетом регионального компонента.
В современное время остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющего мира. В связи с этим возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.
Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).
Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты :
- воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;
- уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Появление различной концепций предопределено осознанием, прежде всего, необходимости в обществе развития духовной культуры личности. В данной ситуации обратимся к новым подходам воспитания у детей патриотических чувств, именно это условия осуществления патриотического воспитания у дошкольников, в контексте реализации национально-регионального компонента.
1. Ориентированность педагогического процесса на полное развитие личности. При становлении личности важно обращать внимание на ценности и культуру его народа, на его традиции и обычаи. Для решения этого вопроса огромное значение имеет народно-педагогическое направление образования, то есть этнопедагогика. Идеи этнопедагогики способствуют становлению духовно богатой и общественно развитой личности, стремящийся жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире.
2. Патриотическое воспитание должно охватывать все деятельности ребенка, должно носить комплексный характер. Формирование патриотического воспитания реализуется при активной, разнообразной деятельности дошкольников, так как быть патриотом - значит не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для того, что бы правильно построить детскую деятельность, чтобы она согласовалась с задачами регионализации образования и патриотического воспитания, педагогу необходимо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (образовательная деятельность, труд, художественно-эстетическое, игра, а также иметь сочетать их в едином педагогическом процессе.
3 Внедрение национально-регионального компонента в работу с дошкольниками должно осуществляться по принципу от личностно значимых к общецивилизованным культурно-историческим явлениям, т. е. постепенного перехода от более близкого ребенку, менее близкому.
4 Деятельность, предлагаемая детям должна вызывать интерес и быть эмоционально-насыщенным. Акцентирование на эмоционально-чувствительную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которое концентрируют его внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, что достигается путем сопереживания и прогнозирования развития ситуации.
5 Использование коллективной деятельности необходимо для развития патриотических чувств у детей-дошкольников. При формировании гражданско-патриотических чувств базовым моментом.
6 является накопление необходимых норм поведения, взаимоотношений в социуме, в коллективе.
Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.
Обзор парциальных программ, используемых ДОУ по воспитанию гражданско-патриотических чувств у дошкольников
В настоящее время дошкольное учреждение имеет право выбора программы, по которой она строит весь воспитательно-образовательный процесс, сочетая его с другими парциальными и авторскими программами, способными обогатить, углубить знания и умения детей в определенных сферах деятельности по социально-нравственному направлению развития.
1. Программа «От рождения до школы»
ставит следующие цели и задачи:
-патриотическая направленность : воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
- направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей: воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь
к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Программа «Детство» :
- воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам);
- развивать представление о том, что Россия — большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии;
- познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей;
- объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов;
- способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.
3. Программа «Истоки» :
- приобщать к прошлому и настоящему своей и мировой культур (в историческом и географическом аспектах);
- дать представление о национальных праздниках;
- знакомить с символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн).
- воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям
- способствовать овладению элементарной этикой межнациональных отношений;
- формировать представления о мире и дружбе между людьми;
- формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.
Парциальные программы :
1. Программа «Семицветик» (г. Москва 1997г., С, Г. Ашикова)
- приобщение детей к героям народных былин, сказаний, легенд, мифов;
- знакомство с подвижниками общего Блага, с великими святыми героями, личностями общечеловеческого значения;
- развитие патриотизма, нравственных основ.
2. Программа «Я - человек» (г. Москва - 1996г.)
- формировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, нравах и обязательствах;
- воспитывать уверенность в себе, ощущение себя человеком Земли и гражданином собственной страны.
3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (г. Москва 1998г.,)
- формирование представления детей об образе жизни русского народа (жилище, одежда, домашняя утварь, устное народное творчество, художественные промыслы);
- пробуждение души ребенка, ощущение себя частью великого русского народа, сохранение черт русского характера;
- воспитание нравственных ценностей, присущих русскому характеру (доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, преданность, самоотверженность).
Региональные программы.
Программа «Симбирский венец» 2003г. Ульяновск.,).
Данное пособие разработано с целью модернизации содержания дошкольного образования. Это пособие создано с целью воспитания интереса у детей дошкольного возраста к событиям общественной жизни региона, уважения к культурно-историческим ценностям региона;
раскрытию внутреннего мира – мира желаний, устремлений, ощущению потребности в общении, самооценке и оценке поступков других людей.
Пособие состоит из программы «Симбирский венец» для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста. Программа содержит конспекты занятий, тематическое планирование, фотодокументы, список литературы, примерный детский словарь.
Данное пособие состоит из четырё х разделов:
- Город на волжских берегах.
-Меж крутых берегов Волга-речка течёт.
- Ажурных улиц величественный ряд.
- Губернские фотографии.
Задачи блоков программы :
- Формировать у детей представления о месте положения края, города на географической карте.
- Формировать представления об истории нашего города.
- Познакомить с символикой города, с устным народным творчеством симбирского края.
- Воспитывать чувство сопричастности с жизнью, историей и культурой края.
- Воспитывать уважение к традициям народа.
- Воспитывать чувство уважения к законам, правилам, которые приняты в обществе.
- Вызывать интерес к истории основания города.
-Воспитывать умение слушать других, высказывать своё мнение.
Программа «Ребёнок и право»,) Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.
Пособие»Ребёнок и право» направлено на содействие педагогам в организации педагогического процесса формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях массового дошкольного учреждения. Данное пособие содержит программу и методические рекомендации по приобщению дошкольников к правовым ценностям демократического общества. В помощь педагогам предлагается словарь по
правовой тематике для работы с детьми и серия адаптированных к психолого-возрастным особенностям дошкольников книг, в содержании которых подчёркнуты нравственно-правовые аспекты. Программа и методические рекомендации созданы в рамках областной поисково-экспериментальной работы по проблеме правового воспитания дошкольников педагогическим коллективом ДОУ № 94 (зав., зам. зав.).
Эта программа призвана помочь педагогам реализовать права детей и приучить к выполнению элементарных общественных обязанностей. Авторы программы при отборе её содержания руководствовались положением, выдвинутым об информативном, эмоциогенном и регуляторном характере знаний. Право, правовые ценности - равенство, свобода, достоинство - признаются частью культуры. Поэтому эта программа для детей старшего дошкольного возраста ориентирована, прежде всего, на формирование общекультурных представлений.
Система работы по формированию нравственно-правовых представлений у детей дошкольного возраста имеет интегрированный характер и охватывает различные виды детской деятельности в дошкольном учреждении. Система работы направлена на знакомство с основными правами и свободами человека. Программа предполагает работу по трё м линиям:
- знакомство с личными правами человека;
- знакомство с гражданскими правами человека;
- знакомство с социальными и культурными правами человека.
Важное значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в группе: право каждого на участие в игре, право каждого иметь собственное мнение в игре, обязанность каждого выполнять игровые правила.
Работа по приобщению старших дошкольников к правовой культуре основывается на использовании произведений устного народного творчества, прежде всего, сказок.
Программа «Мир, в котором я живу». Ульяновск 2007.
,). Программа и методические рекомендации по воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения.
Эта программа и методические рекомендации по воспитанию детей пятого года жизни культуры межнационального общения.
Цель программы :
1) развить у детей понятие и принятие общечеловеческих национальных ценностей у детей пятого года жизни, развитие гуманных чувств.
2) Формировать у детей пяти лет положительный опыт общения в многонациональной социальной среде.
3) Воспитывать интерес к национальной культуре своего и других народов.
Программа содержит организационные формы и методы реализации программы, диагностический материал, формы сотрудничества педагогов с родителями. А также конспекты познавательных занятий, планы-конспекты образовательных задач, характеристику игр.
Программа «Загадки Симбирских мастеров» г. Ульяновск, 2002 г.). Приобщение дошкольников к ремеслам родного края.
- углубление интересов детей к сознанию культуры;
- воспитание у ребенка чувства глубокой сопричастности с историей и культурой края, посредством приобщения к художественным ремеслам;
- формирование базиса личностной культуры дошкольника на основе освоения культурных ценностей малой Родины.
Программа «Василинка» г. Ульяновск
, ,) Программа и технология эколого-художественного образования детей среднего дошкольного возраста.
Цель программы «Василинка» - интеграция содержания экологического и эстетического образования детей среднего дошкольного возраста.
В качестве основного принципа программы «Василинка» выступает – интеграция двух предметных областей знания. На основе накопления и обогащения сенсорного опыта детей объединение в единую образовательную область содержания художественного и экологического образования, отражающего две стороны духовного и материального мира – искусства и природы, имеет важное значение для создания детьми реальной картины мира. Интегрированный характер знаний позволяет раскрыть многообразие предметов и явлений окружающей действительности, установить присущие им общие черты, выделить существенные различия, определить их своеобразие.
Программа «Василинка» - является продолжением программы по интеграции экологического и эстетического образования детей младшего дошкольного возраста.
Содержание программы «Василинка» для детей среднего дошкольного возраста включает пять разделов: «Литературный пейзаж», «Музыкальный пейзаж», «Живописный пейзаж», «Прикладное искусство, как зеркало природы», «Человек – творец и часть природы», отражающие взаимосвязь педагогического процесса экологического образования с такими предметными областями знания, как литература, музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Программа «Войди в мир игры» г. Ульяновск. 2013г. (Г. А. Гора,, [и др. ]. Учебно-методическое пособие по формированию у детей дошкольного возраста социальных навыков.
Учебно-методическое пособие «Войди в мир игры: формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков» разработано с целью оказания методической помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации образовательного процесса формирования социальных навыков дошкольников. В пособии рассматриваются теоретические исследования проблемы формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития. Предлагается методика, направленная на выявление у детей дошкольного возраста уровня сформированности социальных навыков в процессе социально-личностного развития. В пособии имеется методическое сопровождение, позволяющее педагогам ДОУ организовать образовательный процесс формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития с приоритетным использованием ведущего вида деятельности дошкольников – игры.
Пособие адресовано специалистам по дошкольному образованию муниципальных образований, руководителям ДОУ, воспитателям, слушателям курсов повышения квалификации.
Программа «Первые шаги гражданина». Г. Ульяновск. 2001г.,). Методические рекомендации по гражданско-правовому воспитанию дошкольников
Программа «Симбирские этюды». Г. Ульяновск. 2006г. (Власова л. В., ,) Программа и методические рекомендации по развитию у старших дошкольников представлений о человеке в истории и культуре средствами музейной педагогики.
Программа «Музыкальная культура народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста» г. Ульяновск. 2005г., ,) Программа и методические рекомендации.
Программа «Формирование основ экономической культуры старших дошкольников» г. Ульяновск. 2005г., , Н. С Каргина и др.). Методическое пособие для работников ДОУ и родителей.
Программа «Формирование начальной личностно-социальной компетентности дошкольника в сельском детском саду на краеведческом материале». г. Ульяновск. 2012г., ,, ,, ,).
Программа «Формирование у детей представлений о своём организме». (И. А Анохина) Журнал «Современный детский сад» №4 2008.
Цель программы : помочь работникам ДОУ дать детям правильные представления о своём организме.
В статье рассматриваются разные программы и пособия. Автор даёт краткие характеристики каждой программе : «Детство», «Радуга»,»Мой мир», «Главное чудо».
В качестве приложения прилагается таблица под названием «Знакомство детей с организмом».
Большая часть статьи занимает анализ программы С. А Козловой «Мой мир» и анализ разделила: «что я знаю о себе», программа «Я – человек». При знакомстве с органами чувств предлагается опираться на работы.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в анализируемых программах (базовых, парциальных, региональных) - уделяется особое внимание развитию у дошкольников социальных представлений: о самом себе, ближайшем окружении, социокультурных достопримечательностях и особенностях. Анализ задач воспитания и обучения в данных программах позволяет отметить взаимосвязь познавательного развития, как первоосновы формирования социальных представлений и нравственного воспитания, как основы культивирования общественно - ценных личностных проявлений (достоинство, уважение к другим людям, любовь к близким, семье, родному городу).
Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, можно выделить проектные технологии, музейную педагогику, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.
Проектные технологии помогают в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, так как является эффективным способом развивающего, личностно- ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возрастаДля ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности там, где другим кажется обычным. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение Примеры проектов по патриотическому воспитанию :«Традиции моей семьи», «Богатыри земли Русской», «Улица моего города» «Этот день Победы», «Мой любимый город Ульяновск».
использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.
В нашем детском саду так же созданы мини музеи – это музей боевой славы, музей «Русская изба», где дети могут воочию увидеть предметы обихода прошлого века, предметы боевой тематики, узнать их историю, расширить свой кругозор,задать вопросы и т. д.
Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Примером могут быть природоохранные акции «В защиту хвойных деревьев».
Юные защитники природы призывают жителей города не рубить елки, не губить лес и раздавали листовки с изображением елочки и призывом «Берегите лесную красавицу»
Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Жалобная книга природы»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
- Прогулка в близлежащий лес, наблюдение за состоянием объектов природы;
- Составление жалоб от растений, насекомых обитающих в нашем лесу;
- Закрепление правил поведения в лесу.
Можно проводить и Экологические рейды
Экологический рейд по группам «Сохраним каждую капельку»
Экологический рейд по улицам города.
Цель: выяснить, что загрязняет воздух в нашем городе и что можно сделать, чтобы меньше наносить вреда природе (выхлопные газы транспорта, сжигание мусора, выбросы заводских труб).
Выпуск экологических листовок
«Давайте беречь воду»
«Берегите первоцветы»
«Как вести себя в природе»
«Сбережем нашу планету»
«Покормите птиц зимой».
Цель которой - создание условий для развития познавательного интереса к жизни пернатых обитателей нашего региона. Создать условия для развития детской иследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям. Формировать представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
.