Олеся Чадова
Открытое занятие по обучению грамоте. Тема: «Гласные звуки (обобщение)»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по обучению грамоте. Тема
Управление образования Сивинского района Пермского края
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Северокоммунарский детский сад»
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА : «Гласные звуки (обобщение)»
Разработала воспитатель:
Чадова Олеся Александровна
п. Северный Коммунар, 2013 г.
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте, Тема: „Гласные звуки (обобщение)“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Тема : Гласные звуки (обобщение).
Цель: Совершенствование фонетико – фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв АУО, ОИА, УОИ.
Задачи:
Образовательные: Закреплять умение слышать звук в слове и называть его местонахождение (в начале, середине, в конце); закрепление пройденного лексико – грамматического материала;
Развивающие: развивать фонематический слух, артикулярную моторику голоса, мелкую моторику рук, память, слуховое внимание, мышление, речь;
Воспитательные: воспитывать усидчивость, слаженность в коллективной работе, внимательное отношение к своим товарищам.
Оборудование: конверт с письмом; картинка со зверями и набор геометрических фигур (2 шт.); мешочек; предметные картинки: сыр, дом, слон, кот, астра, утка, ива, кукла, шар, груша, коза, утюг; картинка – поезд; распечатка с заданием на каждого ребенка; красный карандаш на каждого ребенка; гласные буквы : А, О, У, И; зеркала на каждого ребенка; свечка.
Ход НОД:
1. Орг. Момент.
Психологический настрой на образовательную деятельность «Круг дружбы».
- Расслабьтесь, дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Качания головой выполнять 30 секунд. Упражнение стимулирует мыслительные процессы.)
- Нарисуйте в воздухе «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. (Упражнение «Ленивые восьмерки» активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.)
- «Наденьте шапку для размышлений», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. («Шапка для размышлений» улучшает внимание, ясность восприятия и речь.)
2. Мобилизующий этап.
Ребята, какие звуки мы изучили? (а, у, о, и, ы, э). Какие это звуки? (гласные). Сегодня утром, придя в детский сад, я нашла письмо. Вот что в нем написано: «Ребята, помогите! На нашу страну напал Змей Горыныч. Вы можете его победить, если справитесь со всеми заданиями, которые он приготовил для вас. Гласные звуки». Кто готов отправиться в это приключение? Ну что, в путь?
3. Артикуляционная гимнастика.
Седлаем наших лошадей (упражнение «Лошадка», поскакали. Доскакали до огненной реки. Давайте ее камнями завалим (дуют на шарики из фольги). У нас образовался мостик (упражнение «Горка»). Ну, вот и добрались мы до царства Змея Горыныча.
4. Артикулярная моторика голоса.
Позовем наши звуки. Сначала звук [а]. Произнесите его, гладя в зеркало. Потянули долго – долго. Теперь звук [у]. Как будто поезд едет далеко – далеко, а теперь близко. Звук [о] произнесите кратко. Звук [ы] – потяните. Звук [и] произнесем на высокой ноте, а звук [э] – на низкой.
Молодцы, вы отлично справились с первым заданием.
5. Работа в группах.
Вам нужно угадать, кто какой звук поет. Внимательно посмотрите на зверей и закройте им ротики, чтобы звери отдохнули и помолчали. Какая фигурка – заглушка, какой ротик плотно закроет? (см. приложение)
6. Упражнение «Хитрый гласный звук».
Идем дальше. Ребята, слышите, как наши звуки плачут? Змей Горыныч хочет вас запутать. Но вы же умницы, нам нужны гласные звуки, поэтому, как только вы услышите гласный звук, сразу хлопайте в ладоши (а, о, п, э, м, у, и, т, б, ы, р). Отлично, вы и с этим заданием справились.
7. Динамическая пауза.
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст за воспитателем:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] - во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
8. Игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель предлагает каждому из детей достать по 1 картинке из «Волшебного мешочка» и четко назвать изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество звуков в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. Определив позицию гласного звука, ребенок определяет, в каком вагоне поедет предмет (1, 2, 3). Если звук в начале слова – в первом вагоне, в середине – во втором, в конце – в третьем.
Предметные картинки: сыр, дом, слон, кот, астра, утка, ива, кукла, шар, груша, коза, утюг.
9. Звуковой анализ и синтез звукосочетаний.
Кто хочет со мной поиграть? (Выходят 4 ребенка, каждому даю по гласной букве : А, О, У, И. Прошу встать таким образом, как я произнесу сочетание звуков : АУО, ОИА, УОИ. Затем сама расставляю детей в определенной последовательности и прошу их прочитать полученное звукосочетание).
10. Гласные буквы.
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным). Каждый звук имеет свое графическое изображение. Покажите с помощью пальчиков букву Э, И, А. Напишите пальцем в воздухе букву О, Ы, У. Скажите, на что похожа буква У, А.
А теперь вам такое задание: нужно найти путь к пещере, где спрятаны наши буквы. (см. приложение)
11. Итог занятия.
Ну вот, ребята, закончилось наше путешествие. Мы освободили все гласные звуки. Они очень вам благодарны и ждут вас у себя в гостях. А нам пора вернуться обратно. Все вместе похлопали в ладоши, потопали ногами и в детском саду очутились.
Давайте, еще раз перечислим все гласные звуки : а, о, у, и, э, ы.
12. Рефлексия.
«Свечка». Зажигаю свечу. Каждый, у кого свеча в руках, делится своим настроением после занятия. Замыкает круг воспитатель, подводя итоги работы каждого ребенка. Затем все вместе свечу задуваем.
Литература.
1. Жукова Н. С., Я говорю правильно, Москва 2007.
2. Холодова О., «Умники и умницы». Методическое пособие для родителей и педагогов, Москва 2010.