Наталья Зинова
Консультация для педагогов «Обучение чтению в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение – сложный психофизиологический процесс. Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного. Овладение навыками чтения становится одним из основных, моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Методика Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги Соболевой
Автор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты. Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь. Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Мы используем классический метод послогового чтения. Научиться читать не так-то просто. Нам, взрослым, так легко связать 2 буквы, а дети произносят их раздельно, вместо ма, м, а. Это в лучшем случае, гораздо хуже, когда читают эм, а. Таким образом, слово мама, превращается в непонятное эм а эм а. Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению чтению и предполагает:
- умение определять количество звуков в слове,
- умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,
- умение определять место звука в слове.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Последовательность элементов занятия:
1. Сообщение темы занятий.
2. Характеристикой звука по акустическим признакам.
Из чего состоит наша речь? Из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Даем понятие звук: что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы видим, пишем и читаем).
1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Не вдаемся в подробности, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ]. Фонематическим анализом дети будут заниматься в школе.
А согласные звуки петь не любят, но могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.
2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом строгого папы, а мягкие звуки с образом маленькой девочки.
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
3. Игры на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему: карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА.
Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.
Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.
Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.
Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.
Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Нужно избегать усложненного звукового анализа, используем только те слова, которые слышим и пишем одинаково (не брать огурец, олень, солнце).
4. Знакомство с буквой. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы. Можно использовать «чудесный мешочек» вытаскивать буквы и распознавать их на ощупь. Работаем в прописях.
5. Чтение слогов и слов. Изучили 2 буквы, можно начинать читать, ау, уа. Для того чтобы облегчить ребенку слитное прочтение букв, можно использовать методику бегущего человечка, предложенную Надеждой Сергеевной Жуковой. Для развития навыков слогового чтения можно использовать слоговые таблицы. Мы используем слоговые таблицы на каждом занятии как разминку и для формирования скорости чтения, занимает до 5 мин времени. Таблицы не обязательно могут иметь «табличный» вид, их можно представить в виде бабочки или цветка.
Читаем сначала вместе, хором, затем по очереди, по цепочке. Дети имеют разные темпы обучения чтению, нужно следить за тем, чтобы читаемое было доступно детям. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро переходят к более сложным текстам. Нужно помнить, что результат обучения будет индивидуальным и зависит от разницы в возрасте, а так же различий в темпах психического развития.
Важно, чтобы чтение доставляло радость и удовольствие, как награду за труд.
Список литературы
1. Алексеева, А. А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения [Текст] / А. А. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.
2. Алексеева, М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
3. Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л. И. Афанасьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36.
4. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст] / С. Болотская, Т. Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 150-153.
5. Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 82-88.
6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика-синтез, 2012. - 336 с.