Елена Владимирова
Обследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка (1 часть)
Авторы: учителя – логопеды МБДОУ № 16:
Владимирова Елена Николаевна, высшая квалификационная категория;
Филиппова Марина Геннадьевна, высшая квалификационная категория.
Тип материала: дидактические игры - модули для обследования речевого и неречевого детей первого года обучения с ОНР.
Цель: систематизировать наглядный материал, применяемый для обследования речевого развития дошкольников; проводить обследование в игровой форме, сделать его минимальным по времени, богатым по содержанию и интересным для ребенка; задействовать слуховой и зрительный анализаторы ребенка - логопата.
Публикация «Обследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Модули к блоку «Титульный лист»
Авторский медиапродукт – презентация (среда POWER POINT 2007).
Тема. Общее развитие ребенка
Цель: выяснить, знает ли ребенок основные сведения о себе самом, о близких людях.
Форма проведения: индивидуально.
1 слайд. Заставка
2 слайд. Вопросы по общему развитию ребенка.
Логопед задает вопросы, фиксируя ответы ребенка в речевой карте.
3 слайд. Переход к следующему этапу обследования.
Логопед выбирает с помощью мыши нужный этап обследования.
Модули к блоку «Обследование неречевых психических функций»
Авторский медиапродукт – презентация (среда POWER POINT 2007).
Тема. Обследование неречевых психических функций и моторной сферы.
Цель: исследовать зрительное восприятие, зрительно – пространственный гнозис и праксис, состояние общей и ручной моторики.
Форма проведения: индивидуально.
4-5 слайд. Заставка «Обследование неречевых психических функций»
6 – 13 слайды. Восприятие цвета. Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца).
Логопед: «Подбери для каждой кружки блюдце такого же цвета».
На экране появляется кружка. Ребенок с помощью мыши выбирает блюдце того же цвета и нажимает на него. Если выбор верный, то кружка ставится на блюдце, в противном случае она остается на месте.
14 – 21 слайды. Показ цветов.
Логопед: «Покажи синюю (красную, т. д.) звездочку». Ребенок находит звездочку, нажимает на нее мышью. Если выбор правильный, то на звездочке появляется предмет такого же цвета.
22 – 26 слайды. Восприятие формы.
Логопед просит показать геометрические фигуры.
Ребенок с помощью мыши находит называемую фигуру, которая при нажатии мышью становится цветной.
27 слайд. Заставка «Исследование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса».
28 слайд. Ориентировка в пространстве.
Логопед просит назвать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
29 слайд. Исследование состояния общей и ручной моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, способность к переключению, наличие леворукости – заполняется после проведения тестовых упражнений).
Логопед зачитывает инструкцию, которую ребенок выполняет.
Модули к блоку «Исследование состояния импрессивной речи»
Авторский медиапродукт – презентация (среда POWER POINT).
Тема. Исследование состояния импрессивной речи.
Цель: выявить уровень понимания ребенком устной обращенной речи.
Форма проведения: индивидуально.
30 слайд. Заставка «Исследование состояния импрессивной речи».
31-34 слайды. Какое время суток?
Логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать утро (день, вечер, ночь). Выбрав картинку, ребенок нажимает на нее мышью. При правильном ответе картинка покачивается.
35-38 слайды. Когда это бывает?
Логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать лето (зиму, весну, осень). Выбрав картинку, ребенок нажимает на нее мышью. При правильном ответе картинка увеличивается.
ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
39 слайд. Один – много. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Логопед: «Покажи, где кукла (мишка, стул, дерево, а где куклы (мишки, стулья, деревья)». Ребенок показывает нужную картинку указкой.
40 слайд. Большой – маленький. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед просит показать окно – окошечко, (стол – столик, кровать – кроватку). Ребенок показывает нужную картинку указкой.
41-44 слайды. Дифференциация предложно – падежных конструкций.
Логопед: «Покажи мышкой бабочку, которая сидит на (около, за, перед) цветке». При правильном ответе картинка покачивается и звенит.
Примечания. Переход к следующему слайду - щелкаем мышью по солнышку или кнопкой ENTER.
45-47 слайды. Дифференциация глаголов с различными приставками.
Логопед: «Покажи мышкой птичку, которая вылетает (подлетает, залетает) из клетки (гнезда)». При верном ответе птичка хлопает крыльями.
48-51 слайды. Понимание предложений.
Ребенок, следуя инструкции логопеда, выполняет задание с помощью мыши.
52 слайд. Выслушай предложение и ответь одним словом.
53 слайд. Выполнение инструкций.
Логопед предлагает ребенку выполнить одноступенчатые инструкции.
54 слайд. Мои успехи. На слайде представлены три звездочки: «Отлично» (ребенок выполнил почти все задания, «Хорошо» (ребенок выполнил половину заданий) и «?» (ребенок выполнил всего несколько заданий или ничего не выполнил). Логопед подсчитывает набранные ребенком фишки и предлагает нажать соответствующую звезду.
55 слайд. Конец 1 части обследования.
Примечания.
Переход к следующему слайду - по стрелке перехода (в правом нижнем углу) или кнопкой ENTER.
Правильный и неправильный ответы сопровождаются голосовыми комментариями.
Ответы фиксируются в речевой карте.
За правильный ответ детям можно давать поощрительные фишки, которые подсчитываются в конце каждого этапа. На заключительном слайде - оценка деятельности ребенка (по количеству набранных фишек).