Виктория Демидова
Обследование лексико-грамматического строя речи у детей страдающих речевой патологией.
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование лексико-грамматического строя речи у детей страдающих речевой патологии позволяет нам выявить уровень сформированности по этому разделу. Определить оптимальные пути и методы коррекции нарушений с целью максимальной социальной адаптации и интеграции ребенка в социум.
- Исследуя активный словарь существительных мы предлагаем ребенку назвать поочередно предметы на картинке и подобрать к ним обобщающее слово. Картинки предъявляются в соответствии с возрастом ребенка и программой Д/с.
- Предлагаем ребенку назвать части тела
- Предлагаем ребенку назвать части одежды
- Предлагаем ребенку назвать части машины
Публикация «Обследование лексико-грамматического строя речи у детей страдающих речевой патологией,» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
- Исследуя глагольный словарь, можно предложить детям игру «Кто как передвигается? Кто как кричит?» Логопед выполняет действие с игрушкой, дети отвечают на вопросы: Что делает змея? (ползет) Что делает кошка? (ходит, лежит, спит) Какие звуки издает? (мяукает, мурлычет…
- Исследуя словарь прилагательных мы предлагаем ребенку подобрать картинку с противоположным значением
- Исследуя словарь качественных прилагательных ребенку предлагается назвать цвет и форму предмета
- Также можно предложить ребенку подобрать прилагательные к картине, ответив на вопрос «Лес какой?»
- Для исследования словаря относительных прилагательных мы предлагаем несколько игр: «Чей лист»- дети называют листья (дубовый, кленовый, осиновый., «Сварим обед» - Наварила наша мама ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье!
Вот сейчас возьму я ложку и отведаю немножко:
Из вишни варенье – вишневое
Из клубники – клубничное и т. д.
На примере этой игры мы не только исследуем относительные прилагательные, но и словоизменение прилагательных по родам: вишневый компот, вишневое варенье, вишневая ватрушка, вишневый сок. Дети также называют названия супов: картофельный суп, гороховый… Можно предложить детям игру «Из чего я сделан?» - стол из дерева – деревянный…
- Исследуя словарь притяжательных прилагательных можно предложить детям игру «Чьи уши?» - заячьи, лисьи…
- Исследуя словарь наречий мы предлагаем детям игру «Сделай все наоборот» : например логопед ходит медленно, а дети быстро. Тепло-холодно, тихо-громко, близко-далеко.
- Исследуя количественные числительные мы предлагаем ребенку сосчитать количество изображенных предметов. Исследуя порядковые числительные, мы предлагаем ребенку ответить на вопросы по картинке к сказке «Репка» : Которым по счету стоит дед? Которой по счету стоит бабка?
- Обследование грамматического строя речи мы начинаем с словоизменения
- Изменение существительных женского, мужского, среднего рода по числам можно исследовать на материале игры «Один-много». Также на материале этой игры можно исследовать изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок-котята, ухо-уши, лоб-лбы)
- Изменение существительных по падежам можно исследовать выполняя соответствующие действия с мячом. Логопед: У меня в руках мяч. Это (мяч). У меня нет (мяча). Я протягиваю руку к (мячу). Я бросаю (мяч). Я играю с (мячом).
- Множественное число существительных в родительном падеже можно исследовать на материале игры «Чего не стало?»
- Для обследования согласования прилагательных с существительными единственного числа ребенку предлагается назвать цвет предметов
- Для обследования согласования существительных с числительными 2 и 5 можно использовать игру «На лесной поляне»
- Для обследования употребления предложно-падежных конструкций можно использовать игру «Прятки». Ребенку задаются вопросы: где спряталась матрешка (в шкафу…
- Дальше мы переходим к обследованию словообразования
- Для обследования образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов используют игру «Назови ласково»
- Для обследования образования названий детенышей животных используют игру «Найди деток»
- Для исследования образования слов, обозначающие профессию от существительных с помощью суффиксов, детям можно предложить игру «Профессии» : стекло-стекольщик, сварка-сварщик, кран-крановщик, сапог-сапожник, двор-дворник
- Для исследования образования приставочных глаголов логопед или ребенок демонстрирует действие, дети его называют (ходит-уходит-входит-выходит; бежит-убегает-выбегает-вбегает)
- Исследуя образование приставочных глаголов противоположного значения мы предлагаем игру «Сделай все наоборот». Ребенок или логопед выполняет действие – приклеивает, привязывает, собирает, наливает, закрывает, другой ребенок или герой «Незнайка» выполняет противоположные действия – отклеивает, отвязывает, разбирает, выливает, открывает.
- Для обследования глаголов совершенного и несовершенного вида детям предлагается ответить на вопросы: Что делает чебурашка? (пьет чай) Что сделала кукла? (выпила чай). Что делает девочка? (рисует зайчика) Что сделала девочка? (нарисовала зайчика)