Светлана Дронова
Общее родительское собрание «Азы воспитанности».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: взаимодействие с семьёй по формированию у детей навыков культуры поведения.
Повестка собрания:
Сообщение о разных видах этикета.
Решение проблемных ситуаций.
Выступление детей старшей и средней группы.
Игра с родителями "Волшебный цветок".
Организационные вопросы.
Принятие решения.
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Дети волновались и очень ждали вас сегодня. Ведь они так любят вас, гордятся вами, подражают во всём. А мы, все, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаём: вы действительно являетесь достойным примером доброжелательности, вежливости, отзывчивости, пунктуальности. Нам приятно отметить, что вы всегда откликаетесь на наши просьбы.
Публикация «Общее родительское собрание „Азы воспитанности“,» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Сегодня мы собрались поговорить об азах воспитанности. Много лет создавались людьми правила, цель которых – привить чувство меры и красоты в поведении, одежде, разговоре, приёме гостей, сервировке стола – словом, во всём, с чем мы выходим в общество.
- С чего начинать воспитание культуры?
Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо – маска дракона.
- В детском саду изучение всех этикетных ситуаций осуществляется как на специальных занятиях, так и во время режимных моментов. В игровой форме, в ходе которой модулируются ситуации общения, распределяются роли между детьми, осуществляется выбор ими речевых выражений. В результате такой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас. Пословицы и поговорки русского народа позволяют ребенку закрепить все необходимые культурные правила и нормы поведения, а также привлечь внимание к богатству русского языка.
Дети исполняют песню «Моя семья»
1. Речевой этикет предполагает
• умение детей использовать вежливые словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы;
• использование в общении с окружающими дружелюбного и приветливого тона;
• обращение к взрослым людям по имени отчеству и на Вы;
• обращение к детям по имени;
• умение слушать окружающих не перебивая и не перекрикивая.
Дети группы «Непоседы» читают стихи о вежливых словах.
Вежливое слово становится волшебным, когда в нём поселяются лучики солнца и тепла. В воспитании хороших манер не будут иметь успеха методы наказаний и нравоучений.
Инсценировка
Мама: Здрасте, Анна Иванна. Алёша, а ты что не здороваешься? Сейчас же скажи: «Здравствуйте!» Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи: «Здравствуйте». Я жду. В кого он такой упрямый! Не ребёнок, а наказание. Ну, скажите, как мне его ещё учить?
Помните строки из стихотворения Агнии Барто: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала». Надо хвалить ребёнка авансом. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Попробуйте, и вы увидите, как быстро он начнёт усваивать правила поведения.
Вот эти черные, остроугольные фигуры символизируют слова – паразиты, грубые слова, нецензурную брань. Давайте избавимся от них: порвём, скомкаем и выбросим! Теперь наша речь станет правильной, доброжелательной, приветливой.
2. Этикет внешнего вида предполагает следить за своим внешним видом; исправлять неполадки в одежде; стремиться ходить в чистой опрятной одежде; одеваться соответственно предстоящим мероприятиям.
Представим ситуацию.
Сергей, придя с улицы сел за стол. «Что за манера являться к обеду в таком виде? – строго спросила мать шестилетнего сына. – Какой же ты поросёнок! Руки грязные, а рубашка? Посмотри на свои волосы! Ты их причёсываешь когда-нибудь?» Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением лица, словно спрашивал: «К чему ты ещё придерёшься?»
Мальчик не соблюдает порядок, видимо потому, что не приучен к этому. А мать своими упрёками только вызывает у него чувство обиды. В этой ситуации она просто могла бы сказать: «Вымой руки, причешись, заправь рубашку.» Когда сын приведёт себя в порядок, его можно похвалить: «Как приятно, что ты умеешь о себе позаботиться».
3. Этикет в гостях
• Приглашать в гости и самому ходить в гости ребенок может, только предварительно договорившись с родителями.
• Приводить с собой в гости детей можно лишь по договоренности с приглашающими.
• Если ваш ребенок раскапризничался или совершил какой-либо проступок в присутствии гостей, не наказывайте его перед ними. Без шума и брани его нужно удалить, не включая гостей в процесс воспитания (последнее допустимо лишь в случаях очень близкого знакомства и дружбы между семьями).
• Не следует позволять детям вмешиваться в разговор, прерывать старших, шептать вам что-нибудь "по секрету" на ухо, донимать гостей вопросами или своими рассказами, если к этому не приглашают.
• Своим детям, придя с ними в гости, не позволяйте самовольно бегать по квартире, забираться с ногами на диван, кресла (от этого нужно отучать и дома, открывать ящики, переставлять вещи, брать без разрешения чужие вещи и игрушки, уносить что-либо из гостей без разрешения хозяина и т. п.
• Если гости пришли к вам научите ребенка проявлять гостеприимство: речевые формы – проходите пожалуйста, рад вас видеть, как хорошо, что вы пришли и т. д. ; предложить детям игрушки, совместные игры; не оставлять гостей без внимания; научите ребенка как можно развлечь пришедших гостей (детей, взрослых).
Инсценировка
Знакомство, комплимент, индюк.
4. Столовый этикет – включает в себя умение правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом во время приема пищи, умение владеть столовыми приборами, есть культурно, эстетично.
Дети в фартуках дежурных сервируют стол, рассказывают, как правильно сидеть за столом.
Дети исполняют танец «Варенье»
Представим ситуацию.
Оле три года. Она размазала салат по столу. «Вытри стол, Оля!» - сказала мама. Девочка насупилась и не двинулась с места. «Вытирай сейчас же! Сама напачкала, сама и убирай» мать ждала, Оля сидела насупившись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.
Своим требовательным тоном мать по существу спровоцировала такое поведение ребёнка. Затем, уступив, сделала то, что девочка могла бы сделать сама. Возможно вопрос: «Что же нам теперь делать?», обращённый к ребёнку, вызвал бы у него желание исправить ситуацию. При этом надо помочь, направляя руку девочки. И обязательно похвалить: «Вот какая помощница!»
5. Этикет в общественных местах.
Посещая дом культуры, выставки, концерты, мы часто берем детей с собой. Здесь мы сталкиваемся с массой незнакомых нам людей, при этом надо уметь вести себя так, чтобы не мешать другим и не привлекать постороннего внимания. Какие правила этикета в общественных местах мы должны соблюдать сами и прививать нашим детям?
• Заранее выбрать одежду, соответствующую данному мероприятию.
• Не следует опаздывать, приходить надо немного раньше обозначенного времени.
• Проходя к своему месту, идите вдоль ряда лицом к сидящим.
• Не следует кричать, смеяться слишком громко, размахивать руками.
• Нельзя разговаривать во время спектакля – вы будете мешать соседям.
• До начала представления обязательно выключите свой мобильный телефон.
• Не позволяйте детям есть во время представления, шуршать фантиками, сорить в зале.
• При выходе из зала следует пропустить впереди идущих людей.
• В музеях, на выставках нельзя трогать экспонаты руками (объясните детям почему).
• Показывать на понравившейся экспонат следует развернутой ладошкой, а не пальцем.
• Нельзя расталкивать других посетителей выставок, чтобы подойти ближе к экспонатам, следует подождать, пока освободится место.
В магазине, поликлинике, библиотеке, в транспорте – тоже надо соблюдать определенные правила:
• Не требовать покупки понравившегося предмета плачем, громким криком, требованием.
• Нельзя бегать по коридору, топать ногами, громко разговаривать в поликлинике – вы мешаете приему врача.
• В транспорте можно приучать ребенка (в определенных ситуациях) уступать место пожилым людям, при этом использовать соответствующие речевые формы; нельзя забираться с грязными ногами на сиденье, болтать ногами.
Инсценировка
В автобусе.
6. Уличный этикет – подразумевает, что выходя на улицу, надо приучать ребенка проверить свой внешний вид – чистая ли обувь, опрятна ли и чиста одежда, все ли в порядке с прической. Для этого следует обращать внимание ребенка на зеркало. Пусть он сам заметит, и исправить небрежность во внешнем виде.
• Запретите ребенку на улице бросать бумажки, фантики от конфет, шоколада, пустые пластиковые бутылки и др. мусор, объясните, почему этого делать нельзя и твердо придерживайтесь этого правила, в том числе и сами. Научите его выбрасывать появившийся мусор в урну или мусорный контейнер.
• Научите ребенка приветствовать встретившихся знакомых, не крича на всю улицу, а подойдя к ним ближе.
Инсценировка
Помогу донести сумку.
7. Дети группы «Фантазёры» рассказывают правила культурного поведения.
o При встрече мы приветливо здороваемся, прощаясь, всегда говорим «до свидания».
o Мы вежливо обращаемся с просьбой и благодарим за оказанную помощь.
o Мы умеем считаться в игре с желаниями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
o Мы участвуем в труде: умеем приготовить столы к завтраку, обеду.
o Мы соблюдаем правила культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
o У нас воспитана привычка всегда говорить правду.
o В нашей группе всегда порядок: «Каждой вещи – своё место».
o Мы аккуратно складываем одежду.
o Мы не забываем мыть руки перед едой, после посещения туалета, возвращаясь с прогулки, и вытираем их развёрнутым полотенцем.
o Мы пользуемся носовым платком. Зеваем и высмаркиваемая бесшумно.
o Мы не указываем пальцем на окружающих, на предметы.
o Мы умеем вовремя извиняться и говорим это слово с нужной интонацией, чувством вины.
o Мы не вмешиваемся в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, извиняемся.
o Мы не бросаем на улице, в помещении бумажки, обёртки.
Танец с родителями «Что такое доброта»
Игра с родителями «Волшебный цветок».
На лепестках цветка названиями таких качеств характера, которые необходимо воспитывать у детей. Взрослые зачитывают качества и собирают лепестки в цветок.
Быстро летит время. Дети растут, и наступает час, когда они став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. Пусть хватит нам терпения, любви, душевных сил, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.