Елена Гафарова
Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Публикация «Образовательный проект в подготовительной группе „Скоро в школу мы пойдем“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.
Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.
Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Новизна:
Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».
Проблема:
Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.
Результаты теста «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.
Вид проекта:
информационно-практико-ориентированный, групповой.
Срок реализации
: долгосрочный, с 01.09.2014-29.05.2015г.
Участники проекта:
дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, специалист по изодеятельности, педагог - психолог.
Цель:
повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи по реализации проекта:
Для детей:
- формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
- создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
- развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
- воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- создание условий, облегчающих школьную адаптацию;
- обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта ;
Обогатить предметно-пространственную среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
Ожидаемый результат:
Для детей:
-осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
-облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
-формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
-доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Для родителей:
-информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
-владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
-повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Виды деятельности:
1. Восприятие художественной литературы и фольклора.
2. Коммуникативная.
3. Игровая.
4. Познавательно-исследовательская.
5. Изобразительная.
6. Музыкальная.
7. Двигательная.
Механизмы отслеживания результатов: анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование.
Продукт проекта:
Для детей:
-Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;
-Творческие сочинения «Школа, в которой я буду учиться»;
-Создание альбома «Что мне в школе пригодиться».
Для родителей:
-Результаты анкетирования «Скоро в школу»;
-Совместные с детьми сочинения «Школа, в которой я буду учиться».
Планирование работы с родителями:
• Анкетирование «Как вы готовите ребенка к школе?», «Как помочь учиться».
• Родительские собрания «Готовим детей к школе», «Как готовы дети к школе»
• Консультации «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Как выбрать школу?», «Навыки первоклассника», «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации».
• Беседа с родителями «Развиваем волевые качества будущего школьника»
• Презентации «Первый раз, в первый класс», «Развиваем мелкую моторику»
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе изготовление атрибутов к с/р игре «Школа», обшивание кукол- школьниц, изготовление кукольных парт, подборка иллюстраций о школе, дидактических игр, настольно- печатных игр.
• Круглый стол «Раннее обучение чтению - потребность, необходимость или дань моде?
• Встреча с учителями начальных классов «Родители первоклассников».
• Фотовыставка «Наши папы и мамы тоже были первоклашками»
• Папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу».
• Памятки в родительский уголок «Советы родителям будущих первоклассников», «Как привить любовь к чтению».
• Информационный стенд «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе».
Этапы реализации проекта:
Первый этап - поисковый
Познавательно - исследовательская деятельность:
• Экскурсия «Знакомство будущих первоклассников со школой», школьную библиотеку, «Какие помещения могут быть в школе?»
(Социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие)
Коммуникативная деятельность:
• Тесты «Что я знаю о школе?», «Хочу ли я в школу?
• Беседы: «Что такое школа», «Кто работает в школе», «Чем школа отличается от детского сада», «Смогу ли я учиться в школе?» (Познавательное развитие, речевое развитие)
Восприятие художественной литературы и фольклора:
• Чтение С. Маршак «Первое сентября», Э. Мошковская «Мы играем в школу», А. Барто «В школу», В Драгунский «Где это видано, где это слыхано».
• Вечер загадок «Скоро в школу». (Познавательное развитие, речевое развитие)
Коммуникативная деятельность:
• Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей.
(Речевое развитие, познавательное развитие)
Второй этап - Основной
Игровая деятельность:
• Сюжетно-ролевые игры:«Школа», «Я- учитель»,«Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики», «Магазин школьных принадлежностей»;
• Д/игры : «Собери портфель в школу», «Что возьмем в школу», «Первоклассник»
• Настольно – печатные игры школьной тематики: «Скоро в школу», «Расшифруй слова», «Слоговые домики», «Числовые домики», «Логический поезд», «Лёгкий счет» и т. д.
• Кукольный театр «Как Буратино в школу ходил»
• Обыгрывание ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Что делать, если получил двойку».
(Социально-коммуникативное развитие)
Коммуникативная деятельность:
• Беседы: «Каким я буду первоклассником?», «Профессия учитель»», «Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменах», «Чего нельзя делать в школе, «Какие предметы помощники в школе?» (Познавательное развитие, речевое развитие).
• Составление рассказов: «Почему я хочу учиться в школе?», «Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ) (Речевое развитие)
Двигательная деятельность:
•П/игры: «Игровая переменка», «Я спортсмен!», «Звучит сигнал!», «Найди!»
• Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных перемен. (Физическое развитие)
Восприятие художественной литературы и фольклора:
• Чтение В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Удивительный день», А. Барто «В школу», Г. Шалаева «Большая книга правил поведения»,Ю. Коваль «Нулевой класс», А. Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу» .
• Знакомство с пословицами и поговорками об учении, дружбе и труде. (Познавательное развитие, речевое развитие)
Познавательная деятельность:
• Просмотр презентаций: «1 сентября - День знаний», «Правила поведения для воспитанных детей в школе».
• Просмотр мультфильмов: «Вовка в Тридесятом царстве», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу», «Козленок, который умел считать до 10». (Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие)
Изобразительная деятельность:
• Рисование «Что я увидел в школе», «Школьные принадлежности», «Рисунок о школе для малышей», «Я в школе».
• Лепка: «Школьные принадлежности», «Это моя учительница», «Мы школьники».
• Коллективная аппликация: «Здание школы». (Художественно-эстетическое развитие)
Музыкальная деятельность:
•Разучивание песен и танцев о школе и детском саде (Художественно-эстетическое развитие)
Третий этап - Итоговый
Изобразительная деятельность:
• Выставка детских рисунков «Что я знаю о школе»
Коммуникативная деятельность:
• Создание сборника творческих сочинений «Школа, в которой буду учиться».
Музыкальная деятельность:
• Итоговое мероприятие: выпускной вечер «До свидания, детский сад!»