Лариса Степанова
Образовательный проект. Семейный клуб «Страна красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Формирование правильной речи – одна из основных задач дошкольного образования. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Однако практика показывает, что с каждым годом количество детей, имеющие речевые нарушения, становится всё больше. В связи с этим стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями речи и включения родителей в педагогический процесс. Очень важно устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, т. к. речь ребенка в этот период развивается наиболее интенсивно, а главное – наиболее податлива и гибка. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-образовательной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Темочки:
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семейные проекты
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, мы разработали проект : семейный клуб «Страна красивой речи».
Цель: создать условия для формирования правильной речи у детей дошкольного возраста путём оптимизации взаимодействия всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов, специалистов).
Задачи:
• исследовать процесс становления правильной речи у дошкольников;
• выявить уровень развития речевых умений и навыков у детей дошкольного возраста;
• создать условия для формирования речевой активности каждого ребенка в повседневной жизни;
• сформировать речевые умения и навыки;
• вовлечь родителей во взаимодействие с ДОУ по вопросам формирования правильной речи детей через использование нетрадиционных форм работы;
• повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей путём психолого-педагогического просвещения;
• создать благоприятный климат в ДОУ и семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
• провести итоговую диагностику, проанализировать достигнутые результаты.
Вид проекта : образовательный, открытый.
Участники проекта : логопед, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, дети.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2013 г. - май 2014 г.)
Место реализации: МДОУ «Детский сад №1 п. Вохма»
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный. Выявление проблемы, изучение литературы, разработка проекта. Установление сотрудничества с родителями.
2 этап – основной. Реализация проекта.
• Первоначальная диагностика детей.
• Анкетирование родителей.
• Психолого-педагогическое просвещение (родительское собрание, консультации, памятки и т. д.).
• Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, совместные развлечения и праздники.
• Семинары-практикумы, беседы, круглый стол, форум, тренинги с родителями.
• Совместные творческие выставки.
3 этап – заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных результатов. Выводы.
План мероприятий.
Тема Форма мероприятия Сроки Участники
«Давайте познакомимся» Диагностическое обследование Сентябрь Дети,
логопед
«Что я знаю о ребенке» Анкетирование родителей Сентябрь Родители, педагоги.
«Как говорят наши дети» Организационное родительское собрание Сентябрь Воспитатели, логопед, родители.
«Подготовка органов артикуляции к постановке звуков» Семинар-практикум
Октябрь Логопед, родители
«Научите меня правильно говорить» Беседа об особенностях речевого развития Октябрь Логопед, родители
«Пути решения проблем в речевом развитии детей» Индивидуальное консультирование
В течение проекта Логопед, родители, воспитатели.
«Страна красивой речи» Выставка методической литературы и дидактических игр В течение проекта Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.
«Ребенок в ДОУ и семье» Просмотр видеофильмов с обсуждением Ноябрь Воспитатели, родители
«Школа почемучек» Круглый стол Ноябрь Воспитатели, логопед, родители
«Занимательное азбуковедение» Совместный КВН Декабрь Логопед, музыкальный руководитель воспитатели, родители, дети
«Игры и упражнения по развитию речи детей» Консультация
Декабрь Воспитатели
«Сказка о веселом язычке»
Семинар-практикум (Система оздоровления, приемы логопедического массажа, дыхательная гимнастика) Январь Логопед, родители.
«Давайте играть вместе»
Практические занятия: пальчиковые, словесные, музыкальные, дыхательные игры. Январь – апрель Воспитатели, логопед, музыкальный руководитель родители, дети
«Конкурс частушечников и скороговорщиков» Посиделки в кругу семьи. Февраль Логопед, музыкальный руководитель родители, дети.
«Тренируем пальчики – развиваем речь» Консультация Февраль Логопед
«Рисуем и рассказываем сказку вместе» Совместное развлечение Март Воспитатели, логопед, музыкальный руководитель родители, дети
«Буквы – самоделки» Выставка творческих работ Март Логопед, родители, дети
«А что, если….»,
«Правильно – неправильно» Тренинги правильной речи Апрель Логопед, родители
«В стране Говорилии» Совместное занятие по развитию речи Апрель Логопед, родители, дети
«Приключения в стране Красивой речи» Совместный праздник Май Воспитатели, музыкальный руководитель родители, дети
«Наши успехи»
Итоговая диагностика.
Подведение итогов совместной деятельности, рекомендации на летний период. Май Логопед, родители, дети
Предполагаемые результаты:
• созданы оптимальные условия для формирования речевой активности каждого ребенка в семье и ДОУ;
• сформированы необходимые речевые умения и навыки у дошкольников;
• активность родителей во взаимодействии с ДОУ по вопросам формирования правильной речи детей;
• высокий уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей;
Материально-техническое обеспечение проекта
1. Наглядный материал: наглядное пособие «Развиваем речь», «Обучение рассказыванию», «Сюжетные картинки», CD-диски с записями частушек, скороговорок, костюмы для праздников и развлечений, видеозаписи.
2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, мультимедиа проектор.
3. Картотека «Игры и упражнения по развитию речи детей»
4. Картотека пальчиковых игр.
5. Картотека логоритмических упражнений.
6. Дидактические игры по развитию речи.
7. Ударные и шумовые детские музыкальные инструменты.
Литература
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества с семьей дошкольника: методическое пособие - М. ,1994.
2. Астахова Н. Энциклопедия русского фольклора «Ладушки» М. : Белый город, 2009.
3. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. - М. : «Просвещение», 1989.
4. Доронова Т. Н., Глушкова Г. В. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей - М. : «Просвещение», 2005.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников // Управление ДОУ. - 2008, №8.
6. Королева Н. Н., Савинова О. Н. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2007, №9.
7. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка : взаимодействие ДОУ и семьи // Управление ДОУ -2007, №4.
8. Степанов Е. Н, Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании. - М., 2002 г.