Наталья Новикова
Образовательный проект «Родной мой край — моя душа и сердце!»
▼ Скачать
В последние годы идет переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ. Мной был разработан проект : «Родной мой край – моя душа и сердце!»
Публикация «Образовательный проект „Родной мой край — моя душа и сердце!“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Проанализировав программно методическое обеспечение по данному вопросу, мы встретились с рядом противоречий:
С одной стороны это- реализация требований реализуемых образовательных программ.
С другой стороны – это недостаток методических разработок (планов, конспектов, сценариев по тематике)
Недостаточное методическое обеспечение для реализации образовательных задач.
Исходя из этого, я определила проблему:
Необходимость создания информационно – методического обеспечения образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историко – географическими особенностями Нижегородской области
Исходя из всего выше изложенного, я определила цель и задачи проекта :
Цель проекта :
создание условий для ознакомления старших дошкольников с историко – географическими особенностями Нижегородской области в рамках реализации основной образовательной программы
Задачи проекта :
- Разработка перспективно – тематического планирования на основе современных организационных форм (детские проекты, макетирование, и др.)
- Создание условий для развития детской проектной деятельности
- Создание модели развивающей среды с использованием краеведческого материала
- Использовать современные формы организации работы с семьёй для оптимизации процессов нравственно-патриотического воспитания
Направления проектной деятельности :
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
Технологический блок: Разработка конспектов занятий, тематического планирования, сценариев и др. с использованием развивающего обучения
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, психолог, эколог, театральный руководитель, инструктор по физической культуре.
Сроки реализации: старшая, подготовительная группы
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина».
И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
подбор исторической литературы,
подбор произведений русского народного творчества,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
подготовка разного вида бросового материала
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры,
выставки книг, рисунков, поделок,
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный
Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников об историко-географических особенностях Нижегородской области;
Определение уровня сформированности знаний об историко-географических особенностях Нижегородской области у родителей;
Выявление состояния условий для осуществления работы в данном направлении.
Разработка образовательного проекта
II. Организационно-практический
Реализация системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с историко-географическими особенностями Нижегородской области.
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Дзержинск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Нижегородский край!»
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Нижегородского края”, «Прошлое и настоящее Нижегородской области» и др.
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Продуктивная деятельность «Животные и птицы Нижегородского края»
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Оформление стенда «К 80-летию Города Дзержинска»
Изготовление макетов зданий родного города
III. Контрольно-рефлексивный
проанализировать эффективность разработанной нами системы по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с историко-географическими особенностями Нижегородской области.
Открытое занятие “Моя Родина – Нижегородский край! ”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта :
интерес детей и родителей;
методические разработки,
интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного края.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил Нижегородский край, начнут проявлять интерес к событиям жизни Нижегородской области и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта :
Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия, беседы, экскурсии.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект был апробирован в рамках МДОУ с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (группы детей); самостоятельной детской деятельности; совместной деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы приходим к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края поможет раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформирует некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе поможет осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «История Нижегородского края» дадут представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д, песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщают детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки, а также налаживают коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дают возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствуют развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Результаты:
Разработан перспективный план и комплекс занятий для старшей группы;
Организован цикл семинаров- практикумов «Ознакомление дошкольников с историей Нижегородского края» с целью повышения уровня знаний педагогов в области патриотического воспитания;
Созданы мобильные, вариативные дидактические комплекты обновления предметно-развивающей среды новыми играми, пособиями, литературой, с целью создания благоприятных условий для развития патриотического воспитания дошкольников.
рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей,
высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя мозаика», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
повышение активности родителей в делах группы.
В результате проделанной нами работы возникает идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
2 блок «Детский сад – мой второй дом»
3 блок «Родной мой край – моя душа и сердце!»
4 блок «Россия – Родина моя»
Предложения по возможному распространению проекта :
Проект можно использовать в любой группе старшего дошкольного возраста детского сада, в кружковой работе.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.