Чилегина Елена
Образовательный проект в подготовительной группе «Папа, мама, я — ПДД знающая семья»
Вид проекта :
Информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность: неделя.
Участники:
воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность:
На современном этапе происходит обновление содержания и технологий дошкольного образования, в связи, с чем все большее внимание уделяется проблемам взаимодействия образовательных организаций с социумом, семьями воспитанников, вопросам семейного воспитания, плодотворному сотрудничеству семьи и образовательного учреждения. Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования становится ориентация педагогов на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Публикация «Образовательный проект в подготовительной группе „Папа, мама, я — ПДД знающая семья“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Как известно, укрепление здоровья детей и охрана их жизни является одной из основных задач воспитания. Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма всегда занимала важное место в деятельности дошкольных образовательных организаций и не потеряла своей актуальности на данный момент. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня, а правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность.
Актуальность данной проблемы обоснована тем фактом, что скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, а дети - это причина многих дорожно-транспортных происшествий. За рулем автомобиля удобно передвигаться с детьми до детского сада, школы, больницы или по магазинам. Но далеко не все родители - водители знают, каковы правила перевоза детей в автомобиле. Отсюда возникают проблемы с законом, так как правила перевозки детей нужно знать и неуклонно соблюдать. Родители должны создать для своих детей безопасные условия, чтобы они не пострадали на дороге. Многих неприятностей можно было бы избежать, если бы родители ответственней подошли к вопросу эксплуатации транспортного средства с несовершеннолетними в салоне. Соблюдение правил это не только требование закона, это еще личная ответственность каждого родителя.
Мы решили уделить внимание не только проблеме подготовки маленьких пешеходов, которых за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, но и проблеме повышения культуры вождения на дорогах среди родителей. С этой целью мы использовали технологии проектной деятельности и технологию образовательного геокешинга.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле».
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Цель:
Активизировать деятельность родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через внедрение в практику технологий направленных на активное взаимодействие участников образовательного процесса (технология проектной деятельности, геокешинг).
Задачи:
- Создавать условия для формирования у дошкольников социальных навыков и норм безопасного поведения на основе совместной деятельности с родителями.
- С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями по повышению культуры вождения на дорогах.
Обеспечение: д/игры, плакаты по теме, презентации PowerPoint по теме, тематические иллюстрации и картинки, интерактивные игры по теме, познавательная и художественная литература по теме, материалы для творчества (картон, бумага цветная, краски, кисти, карандаши и т. д.)
Предполагаемый результат:
- Дети больше узнают о ПДД на улицах города, познакомятся со службой ГИБДД, познакомятся с дорожными знаками, правилами поведения в автомобиле.
- Проект будет способствовать формированию чувства ответственности за сохранение жизни и избежание травматизма на улицах города.
- У детей повысится уровень мотивации коллективных достижений, будет создана атмосфера общности интересов, партнёрских отношений.
- Привлечение родителей повысит интерес к работе ДОУ и активизирует их деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Повысится компетентность родителей в освоении правил перевозки детей в автомобиле, обогатиться их опыт при выборе средств безопасности для автомобиля.
- Родители овладеют приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Продукт проектной деятельности :
1) Проведение геокешинга «В поисках клада» с участием детей и родителей.
2) Выставка продуктов проекта (рисунки, макеты и т. д.)
3) Календарь для детей и родителей – автолюбителей.
Этапы реализации проекта :
ЭТАПЫ
ПЕДАГОГИ
ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
1 этап: Подготовительный (постановка проблемы)
На первом этапе велась поисковая работа по подбору материала по данной теме.
Определена цель и задачи проекта.
- Расширять и обогащать знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах.
- Развивать у детей умения находить нужную информацию, систематизировать ее и использовать на практике.
- Продолжать развивать речь детей как средство общения и взаимодействия.
- Воспитывать умение работать в команде, дружно и согласованно.
- Постановка проблемной ситуации «Что нужно знать о правилах дорожного движения, чтобы избежать дорожно – транспортных проишествий?
- Определение конечного продукта - участие в геокешинге «В поисках клада».
1) Информация в приемной о начале проекта в форме информационного листа.
2) Определение конечного продукта:
- проведение геокешинга «В поисках клада»,
- выпуск календаря для детей и родителей – автолюбителей.
3) Выбор инициативной группы родителей по реализации проекта.
2 этап: Конструктивный (организация работы над проектом, планирование)
- Создание методической базы для реализации проекта;
- Разработка плана детской деятельности
- Пополнение уголка безопасности дидактическими играми и пособиями (фотоматериалы, плакаты, макеты, игры, видеоматериалы, атрибуты для сюжетных игр и др.)
- Сбор информации о правилах дорожного движения из разных источников;
- Изучение и систематизация отобранной информации;
- Обсуждение об использовании полученной информации на практике;
- Подготовка нужного оборудования для практического применения изученной информации.
- Привлечение родителей к сбору информации для создания календаря (интернет, СМИ, фотоматериалы и др.);
- Памятка для родителей – водителей «О безопасной перевозке детей в автомобиле»;
- Наглядная агитация «Автокресло и его необходимость», «Если ребенок в автомобиле – правила безопасной перевозки».
3 этап: Технологический (практическая деятельность по реализации проекта)
- Для реализации поставленных задач работа проходила в
процессе реализации всех образовательных областей : социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и
художественно-эстетическое развитие. В своей работе применяли самые разнообразные формы работы с дошкольниками:
(беседы, НОД, чтение худ. литературы, ситуационно-имитационное моделирование, росмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД.
- Разработка сценария игрового геокешинга.
- Целевые прогулки к перекрестку, автобусной остановке, по улице Ленина;
- Беседы «Для чего нужны правила на дорогах», «Кто придумал светофор», «О чем говорят дорожные знаки»;
- Сюжетно- ролевые игры: «Автобус», «Дорожный патруль»;
- Художественно - продуктивная деятельность;
- Чтение худ. литературы.
Изготовлен стенд ПДД для родителей «О правилах дорожного движения»
Проведены консультации для родителей:
- «Родителям – о безопасности дорожного движения»,
- «Три закона безопасности пешехода и водителя на дороге».
- Памятка родителям – водителям на тему «О безопасной перевозке детей в автомобиле»;
- Подбор стихов по теме ПДД для чтения дома;
- Оформление календаря для детей и родителей – автолюбителей.
- Разработка сценария игрового геокешинга.
4 этап: Заключительный (подготовка и презентация продукта деятельности)
- Подготовка к проведению игрового геокешинга;
- Экспонирование детских работ;
- Подведение итогов проекта.
Участие в организации игрового геокешинга.
- Подготовка и участие в проведении игрового
Геокешинга
- Презентация календаря.
- Спонсорская помощь в награждении.
Задачи в работе с детьми по реализации проектной деятельности.
Образовательные области Задачи
Воспитательные Развивающие Обучающие
Физическое
развитие Способствовать формированию начальных представлений о здоровом и безопасном образе жизни у дошкольников.
Воспитывать осторожность и потребность в соблюдении правил дорожного движения Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость в процессе физической деятельности. Продолжать знакомить детей с подвижными играми по правилам дорожного движения.
Социально коммуникатив-ное развитие Воспитывать интерес и уважение к людям чья работа связана с безопасностью на дорогах. Воспитывать личностные качества: целеустремленность, любознательность, настойчивость. Продолжать знакомить с правилами поведения на дороге, в личном и общественном транспорте. Развивать интерес к познавательно-поисковой деятельности. Расширять представление о труде сотрудников ГИБДД, МЧС, скорой помощи.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад по схеме безопасного маршрута.
Познавательное
развитие Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения. Развивать познавательную активность учить видеть и выделять проблему, делать выводы по результатам поисков, подбирать средства и материалы.
Закреплять и уточнять знания правил дорожного движения и поведения на улице.
Уточнить знания детей об устройстве проезжей и пешеходной частей города (тротуар, перекресток, островок безопасности, пешеходный переход и др.)
Познакомить с историей появления правил дорожного движения, светофора и автокресла
Художественно эстетическое
развитие Воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования, лепки, аппликации, конструирования. Развивать творчество детей посредством изобразительной деятельности, развивать воображение, художественный вкус. Вызвать желание отображать знания о правилах дорожного движения в художественном творчестве. Учить работать в технике коллаж, развивать навыки коллективного творчества.
Речевое
развитие Воспитывать правила культуры общения со взрослыми и сверстниками, умение слушать своего товарища. На основе расширения представлений о правилах дорожного движения и труде работника ДПС, обогащать словарный запас детей. Развивать интерес к разным жанрам детской художественной литературы. Развивать память, внимание, мышление детей. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, умение составлять рассказы из личного опыта, по картине, по наблюдениям на экскурсиях, принимать активное участие в беседах.
ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Центр развития План деятельности
Педагоги, семья Дети
Литературно- художественный Родители приносят фото по теме «Папина машина»
Изготовление тематического альбома «Транспорт», обогащение предметной среды журналами «МОТО», «За рулем»
Подборка стихов, загадок о правилах дорожного движении и транспорте. Изготовление фотоальбома «Папина машина».
Рассматривание картинок с изображением дорожных знаков, перекрестка, разных видов наземного транспорта
Подборка журналов «МОТО», «За рулем».
Чтение худ. литературы о правилах дорожного движения.
Разучивание песни «Светофор».
Художественно-продуктивный Изготовление трафаретов и шаблонов машин, светофора, дорожных знаков.
Пополнение предметной среды легоконструкторами по теме.
Изготовление с детьми и родителями «Календаря безопасности». Пластилин, краски, баночки с водой, кисточки, ватные палочки, трафареты бумага для самостоятельного рисования и аппликации по теме.
Образцы построек улицы, перекрестка, дороги.
Рисование в книгах разукрашках.
Изготовление с детьми и родителями «Календаря безопасности».
Игровой (с/р и д/и) Вносим атрибуты для сюжетно – ролевых игр «ДПС», «Скорая помощь».
Пополнение игрового центра дидактическими играми по теме.
С/Р игра «Перевозка грузов», «Дорожный инспектор» ,«Дорожно-патрульная служба».
Дидактические игры «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Транспорт», «Чрезвычайные ситуации».
Центр двигательной активности
Внесение атрибутов для проведения подвижных игр - шапочки дорожных знаков и светофора, элементы формы сотрудника ГИБДД, жезл.
П / И «Назови знак», «Цветные автомобили»,«Сигналы светофора», «Внимание на дорогах»
Информационные стенды для родителей Привлечение родителей в разработке буклетов, шпаргалок, рекомендаций, календаря безопасности. Информационные листовки «Поведение пассажиров при неизбежности дорожно – транспортного столкновения», шпаргалка для родителей «Причины детского травматизма», «Как правильно выбрать детское автокресло».
ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ.
Дата Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Непосредственная образовательная деятельность
Понедельник Утро
Беседа «Правила для пассажиров», «Как себя вести в городском транспорте?»
Рассматривание фото «Папина машина».
пальчиковая гимнастика «Пешеход»
Прогулка
Целевая прогулка к СОШ №9, ищем дорожные знаки,
п/и с мячом «Назови дорожный знак»
Вечер
Чтение: Маршак С. Я. «Светофор»
С/р игра «Перевозка грузов»
Познание «Безопасная дорога»
Просмотр видео-презентации «Правила дорожного движения для детей и родителей».
Аппликация «Дорожные знаки».
Вторник Утро
«Как перейти улицу на перекрестке?», «Как правильно перейти через дорогу?» - ситуативная беседа
Д. /И «Четвёртый лишний»
Прогулка
целевая прогулка «Экскурсия к остановке пассажирского транспорта»
П/и «Будь внимательным»
Вечер
Просмотр мультфильма «Дядя Степа милиционер»
Д / и «Опасные ситуации»
Рассказы детей по книжкам малышкам ПДД.
ФЭМП «Учимся считая транспорт изучая».
Музыка
Разучивание песни «Светофор».
Конструирование
«ЛЕГО транспорт на нашей улице»
Среда Утро
Беседа «Не играй на мостовой!» «Знаки дорожные помни всегда!»
Д. /И «Сложи дорожный знак»
Рассматривание иллюстраций к стихотворению «Дядя Степа милиционер»
Прогулка
Целевая прогулка «Мы по улице гуляем, знаки дорожные изучаем»
п/и «Передай жезл»
Вечер
Чтение художественной литературы по теме «Правила дорожного движения».Чтение и заучивание стихов о дорожных знаках, работниках ДПС, МЧС
Отгадывание кроссвордов по ПДД
Д / и «Кто быстрее зажжет зеленый свет?» Развитие речи Рассматривание картины и составление рассказа «Перекресток»
Рисование «Поможем Незнайке расставить знаки на дороге».
Четверг Утро
Беседа «Кто управляет дорогой?», «О работе ГИБДД»;
д/и «Домино Дорога»
Прогулка
Целевая «Перекресток»,
П/и «Сигналы светофора»
Вечер
Чтение художественной литературы Михалков С. В. «Бездельник светофор»
Просмотр мультфильма «Светофор», видео для детей: «Дорожный инспектор»
С/р игра «Дорожный инспектор»
Лепка «Веселый светофор»
Аппликация коллаж «Транспорт специального назначения».
Пятница Утро
Беседа «Правила езды на велосипеде»,
Решение проблемных ситуаций «Как безопасно дойти от дома до детского сада?», «Где в автомобиле безопасно?»
д/и «Лото дорожные знаки»
Прогулка:
П/и «Цветные автомобили»
Вечер:
Дыхательная гимнастика «Насос»
«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок.
С/ р игра «Дорожно-патрульная служба»
Рисование «Улицы города»
Спортивный досуг «Незнайка в стране ПДДейка»
Результаты работы над проектом :
Проект «Папа, мама, я — ПДД знающая семья»» явился ещё одним доказательством того, что решение проблемы профилактики детского дорожно- транспортного травматизма возможно только совместными усилиями педагогов,
родителей и детей.
• Дети больше узнали о ПДД на улицах города;
• Познакомились со знаками запрещающими, разрешающими, информационно-указательными;
• Познакомились со службой ГИБДД;
• Повысился уровень мотивации коллективных достижений у детей;
• Проект способствовал формированию понимания необходимости соблюдать ПДД;
• Создана атмосфера общности интересов, партнёрских отношений (дети-родители-воспитатели)
Результаты диагностики знаний детей старшей группы по правилам дорожного движения.
Цель: определение уровня освоения воспитанниками группы «Почемучки» МБДОУ «Детский сад № 20 «Ленок» знаний по правилам дорожного движения.
Дата проведения: декабрь 2021 г.
Обследовано 24 ребенка старшего возраста
Начало проекта
Высокий уровень – 6детей. 25%
Средний уровень-16 детей. 67%
Низкий уровень- 2ребенка. 8%
Конец проекта
Высокий уровень – 11детей. 46 %
Средний уровень-12 детей. 50%
Низкий уровень- 1ребенка. 4%
Анализ отслеживания у детей знаний правил дорожного движения (общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 20 «Ленок», парциальная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» автор Р. Б. Стеркина) показал, что в процессе воспитания, развития и обучения у дошкольников сформированы представления о правилах безопасного поведения на улице. Воспитанники детского сада знают и называют, как устроена проезжая часть дороги, что при переходе через проезжую часть нужно следить за сигналами светофора и машинами. Дети на уровне своего возраста знают правила дорожного движения, но знаки дорожного движения знают не все. Дети имеют общие представления о работе ГИБДД, о том, как вести себя в транспорте и если потерялся на улице.
Таким образом, работа дошкольного учреждения по обучению детей правилам дорожного движения сохраняет свою актуальность. Необходимо и дальше осуществлять деятельность в данном направлении, используя современные формы и методы работы с детьми и их родителями.
Используемая литература:
1. Н. А. Извекова /Правила дорожного движения. – М. : Просвещение, 1982.
2. Н. А. Извекова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. — М. : Творческий центр «Сфера», 2006.
3. Л. Б. Поддубная/ Правила дорожного движения. Занимательные материалы. – Волгоград, Издательство – торговый дом