Твердякова Лариса
Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку
раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
А. Н. Толстой
Тип проекта: комбинированный.
Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети 6 - 7 лет группы для детей с ОНР МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район.
Срок реализации: 6 месяцев.
Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.
Актуальность
Публикация «Образовательный проект „Мифы и предания древних славян“» размещена в разделах
Народное искусство – фольклор, деревянное и каменное зодчество, вышивки и кружева, разнообразные изделия народного быта – весь этот многокрасочный мир творчества людей исторических обстоятельств стал для большинства русских людей «преданьем старины глубокой». А ведь в фольклоре, народных ремеслах зашифрованы архетипические особенности нации, то, что определяет поведение народа и остается с ним, пока существует этот народ.
В те, не очень далекие, но отдаленные от нас великими потрясениями времена и крестьяне, и интеллигенция были в курсе самих истоков народной культуры. Теперь, к сожалению, эти связи во многом утеряны, и интерес к данному вопросу необходимо возрождать. Начинать это благородное дело нужно с приобщения детей к народной культуре, что, возможно, лучше усилий в других направлениях послужит национальной идее, так как принадлежность к большой народной культуре лучше, чем военные или хозяйственные успехи, способствует национальному самоуважению.
Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву деревенской молодежи и постепенно снижались до полуосмысленной детской игры. В этом, почти неузнаваемом, виде многие из них дожили до XX в. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин "волшебная сказка" новый, чисто кабинетный, но в нем заключен глубокий языческий смысл - ведь "волшебник" - это жрец, волхв, занимающийся "волшвением" - гаданием и заклинанием добра и зла.
Итак, учитывая комплексные нарушения речи, несовершенство высших психических функций, эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи, считаем проект по формирование импрессивной речи дошкольников с ОНР посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян актуальным и необходимым в коррекционном процессе.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: формирование импрессивной речи посредством знакомства дошкольников с мифами и преданиями древних славян.
Проблемные вопросы.
• Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением мифов и преданий древних славян как средства развития нравственно-патриотических чувств?
• Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?
• Как научно и доступно рассказать и правильно объяснить детям о
некоторых исторических событиях, традициях, фактах русского народа?
Цель проекта:
формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного (коррекционного) педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.
Задачи проекта
Для детей
• Расширять знания детей о мифах и преданиях древних славян, их
героях.
• Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки
(звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи). Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать детей пересказу знакомых сказок с опорой на зрительные образы. Формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений. Формировать представления о главном в характере героев. Совершенствовать грамматический строй речи.
• Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию
движений, воображение.
• Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,
инициативности, ответственности, самостоятельности, соревновательные качества, чувства взаимовыручки и поддержки. Формировать интерес к чтению художественной литературы.
• Воспитывать интерес к истории Родины, чувства гордости за
русский народ.
Для педагогов:
• разработать цикл НОД по теме;
• разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;
• разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Мифы и предания древних славян»;
• разработать конспект итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)
Для родителей:
• привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию импрессивной речи у ребёнка;
• оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию грамматически правильной связной речи у детей с ОНР;
• показать родителям значимость своевременного формирования импрессивной речи у детей дошкольного возраста.
• форма проведения итогового мероприятия проекта: видеопоказ итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)
Новизна
• Применение систематизированного материала.
• Удачная комбинация элементов опубликованных методик.
• Обеспечение мотивации к процессу обучения.
• Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности.
• Использование цифровых образовательных ресурсов.
Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом
и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, разработан методический план работы.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
• Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
• Распределение заданий между участниками проекта.
• Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
• Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.
2. Практический этап:
Реализация задач проекта «Мифы и предания древних славян» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.
Интеграция образовательных областей
проекта «Мифы и предания древних славян»
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.
Тематические занятия.
Чтение и анализ сказок «Новогодняя елка», «Морозко», «Два мороза», «Мороз Иванович», «Белый снег», «Двенадцать месяцев».
Чтение и анализ сказок «Крылатый, мохнатый да масленный», «Два мороза», «Мороз Иванович».
Чтение и анализ серии сказок «Домовенок Кузька и друзья спасают Новый Год». Т. Александрова.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Лабиринты:
«Найди дорожку»
«Чем любят полакомиться домовые?»
«Помоги пройти ледяной лабиринт и не попасть в ловушку»
«Соедини одинаковые снежинки – помоги Снежевиночке добраться до Волшебных Ворот»
«Найди путь к ледяной долине»
Дидактические игры:
«Чего не хватает у предмета?»
«Найди отличия»
«Найди две одинаковые снежинки (свистульки)»
«Кто лишний».
«Определи зимнюю и летнюю одежду»
«Определи лиственные и хвойные деревья»
«Кто где живет?»
«Дорисуй шапку»
«Помоги Бабе-Яге найти нужное зелье»
«Какой цвет получится, если смешать разноцветные зелья?»
Интерактивные игры:
«Найди тень»
«Дорисуй предмет».
Времена года.
Растительный мир.
Животный мир.
Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.
Упражнения:
«Напиши пропущенные цифры»
«Реши сказочные задачи»
«Нарисуй по точкам рисунок»
«Нарисуй по точкам рисунок»
«Обведи и раскрась заданные фигуры»
«Дорисуй снежинку по клеточкам»
«Дорисуй снежки, чтобы равенство или неравенство было верным»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Подбор дидактического материала и оборудования для реализации проекта
Дидактические и интерактивные игры:
«Кто лишний?»
«Кто где живет?».
«Сколько букв нарисовано?»
«Впиши недостающие буквы»
«Найди имена героев сказки в таблице»
«Расшифруй послание»
«Кроссворд»
«Реши чайнворд»
Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам.
Составление творческих рассказов.
Чтение русских народных сказок, былин.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.
Раскрашивание и штриховка картинок по мотивам литературных произведений.
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики по мотивам сказок.
Конструирование из кубиков «Сложи картинку» по мотивам сказок.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.
Раскрашивание картинок по сказкам (мелкая мускулатура рук).
Настольно-печатные и интерактивные игры по мотивам сказок.
Русские народные игры:
• Серый волк
• Волк и овцы
• Коршун (святочная)
• Мясник и овцы
• Кружево
• Флюгеры – 22 (бог ветров, направление сторон света)
• Вязанки
• День и ночь
• Мышка и четыре угла (3-5 человек)
• Кошка и мышка
• Обезьяны (бег с препятствиями)
• Колдун
• Здравствуй, сосед! (прыжки на одной ноге)
• Горшок – 42 (улица)
• Погоня слепых друг за другом (забава)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Консультации для родителей в уголке для родителей «Речецветик»:
1. Мифы и предания древних славян.
2. Сказочный мир русского народного искусства.
3. Прочтите детям о мифических существах: Домовой.
4. Прочтите детям о мифических существах: Леший.
5. Масленница.
Заключительный этап.
• Обработка и оформление материалов проекта;
• Оценка результатов работы всех участников проекта;
• Проведение открытого итогового мероприятия на РМО учителей-логопедов по проекту «Мифы и предания древних славян» в форме занятия типа «Следствие ведут знатоки» «Этнокарты».
• Мультемедийная презентация проекта на районном методическом объединении учителей-логопедов и родительском собрании в ДОУ.
Выводы:
Реализация данного проекта будет способствовать развитию партнерских отношений ДОУ и семьи в воспитании патриотизма у дошкольников, повысить уровень формирования импрессивной и грамматически правильной связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Проект обогатит восприятие самооценки каждого субъекта образовательного процесса и роли каждого в историческом развитии.
Проект можно рекомендовать для использования в других дошкольных образовательных организациях (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).