Татьяна Старлытова
Образовательный проект «Арзамас — городок от Москвы недалек»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими Арзамас. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Арзамаса.
Публикация «Образовательный проект „Арзамас — городок от Москвы недалек“» размещена в разделах
- Москва. Проекты для детей
- Московская область, город Москва
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Анкетирование родителей и диагностирование детей показало, что 56 % взрослых, даже коренных жителей, имеют недостаточные знания о своем городе, 68 % детей не владеют информацией о родном городе. Педагоги ДОУ имеют общие представления об Арзамасе (это показало анкетирование педагогов, но отсутствует система по ознакомлению с родным городом.
Данную проблему считаем актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта
Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Арзамасом в дошкольном возрасте. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
В ДОУ был разработан образовательный проект «Арзамас – городок от Москвы недалек» рассчитанный на 2 учебных года, цель которого сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Арзамаса через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
1. Познакомить детей с историей города и его культурными ценностями.
2. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом по краеведению.
3. Повысить родительскую компетентность в области истории и культуры родного города, осуществить участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
Целевая группа проекта – педагоги, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители.
Прогнозируемый результат
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях.
1. Активное участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе и повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
2. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
3. Обогащенная предметно-развивающая среда в группах по этой проблеме.
Критерии
1. Диагностика уровня сформированности знаний и представлений детей.
2. Анкета для родителей воспитанников.
3. Анкета для педагогов ДОУ.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Арзамаса, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя арзамасцем. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1. Анкетирование родителей на предмет знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города,
3. Повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме.
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета, вопросы которой раскрывают не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о городе Арзамас у родителей оказался невысок, но многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному городу, уважения к его жителям.
С целью выявления уровня знаний и представлений детей была разработана методика диагностирования и диагностическая карта для фиксации полученных результатов.
Следующим шагом стало создание перспективного плана для реализации образовательного проекта «Арзамас – городок от Москвы недалек».
II этап – основной, включает в себя:
1. Образовательная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом «Знай и люби свой город» (приложение 1).
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
3. Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
4. Экскурсии по микрорайону, городу.
5. Пополнение развивающей среды.
6. Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
7. Участие в конкурсе «Город мастеров»
8. Выпуск газеты «Мир детства».
Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности, в группах организованны краеведческие мини-центры, которые содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и макеты и пр., так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров постоянно пополняются, изменяются.
В ДОУ традиционно проходят выставки детского творчества:
• «Осенний Арзамас»,
• «С Новым годом, земляки!»,
• «Арзамас встречает весну»,
• «Мы - путешественники по Арзамасу».
Интересной традицией ДОУ стал выпуск газеты «Мир детства». 1 раз в месяц выпускается газета с информацией об интересных событиях ДОУ, достопримечательностях города, которые посетили дети.
Одним из результатов работы по изучению традиционного быта, истории родного города планируется изготовление макета «Кукольная страна». Дети по старинным технологиям сделают кукол и макет русской избы, для участия в конкурсе «Город мастеров».
III этап – итоговый, включает в себя:
1. Итоговое диагностирование детей,
2. Повторное анкетирование родителей,
3. Анкетирование педагогов,
4. Заседание совета педагогов на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края»
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Литература:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, - Спб. : Акцидент, 1996. -205с.
2. Е. И. Шаламова Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. – И. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 160 с.
3. Журнал «Управление ДОУ» 2006, № 8
4. Журнал «Управление ДОУ» 2009, № 1
5. Виноградова Н. А., Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис- пресс, 2008 – 208с.
Приложение 1
План реализации образовательного проекта
«Арзамас городок от Москвы недалек»
Мероприятия Сроки Результат Ответственные
I Подготовительный
Анкетирование родителей «Влияние патриотического воспитания на становление личности дошкольника». Выявление представлений родителей о родном городе 1-2 неделя сентября Воспитатели групп
Анкетирование педагогов «Знаешь ли ты свой город?» Выявление уровня педагогической компетентности 1-2 неделя сентября Старший воспитатель
Диагностирование детей Выявление уровня знаний и представлений детей 1-2 неделя сентября Воспитатели групп
Заседание творческой группы «Знатоки Арзамаса». Составление перспективного плана «Знай и люби свой город» 1-2 неделя сентября Старший воспитатель
Консультирование педагогов:
- «Ознакомление детей с родным городом как средство патриотического воспитания»
- «Исторические сведения о родном городе».
- «В этом городе, как в зеркале, отразилась жизнь моей страны» Октябрь -ноябрь Повышение компетентности педагогов Старший воспитатель;
Педагоги, члены творческой группы «Знатоки Арзамаса»
Экскурсия педагогов в Арзамасский государственный историко-художественный музей Октябрь Повышение компетентности педагогов Старший воспитатель
Семинар-практикум для педагогов: «Золотые купола – история земли Арзамасской». Ноябрь Повышение компетентности педагогов Старший воспитатель;
Педагоги, члены творческой группы «Знатоки Арзамаса»
II Основной
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом «Знай и люби свой город». Сентябрь-май Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города. Воспитатели групп
Совместные мероприятия с семьями воспитанников
- КВН: «Город мой любимый»;
- Умники и умницы «Родной край»;
- Спортивный праздник «Богатыри земли русской» Сентябрь-май Повышение детской и родительской компетентности Воспитатели групп
Совместные мероприятия с детьми разного возраста:
«День города»
«День России»
«День защитника Отечества»
«День Победы»
«День защиты детей» Сентябрь-май Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города. Музыкальные руководители, воспитатели групп
Экскурсии по городу, микрорайону Сентябрь-май Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города. Воспитатели групп, старший воспитатель
Оформление краеведческих мини-центров в группах «Уголок стороны родной!» Постоянно Пополнение развивающей среды Воспитатели групп
Выставки:
«Осенний Арзамас»,
«С Новым годом, земляки!»,
«Арзамас встречает весну»,
«Мы -путешественники по Арзамасу» Ежеквартально Выставки детских работ Воспитатели групп
Конкурс «Город мастеров» 1 раз в год
май Макеты «Кукольная страна», «Улицы родного города» и др. Воспитатели групп
Выпуск газеты ДОУ «Мир детства» 1 раз в месяц Номера газеты «Мир детства» Творческая группа
III Итоговый
Педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края». Апрель Повышение уровня компетентности, педагогического мастерства. Заведующая, старший воспитатель
Итоговое диагностирование детей Май Выявление уровня знаний и представлений детей Воспитатели групп
Повторное анкетирование родителей «Как вы оцениваете работу ДОУ по воспитанию детей патриотами?» Май Выявление уровня представлений родителей о родном городе, удовлетворенность услугой. Воспитатели групп
Анкетирование педагогов «Новая жизнь старого города или что вы еще не знаете, но хотите узнать об Арзамасе». Май Выявление затруднений у педагогов по реализации проекта. Старший воспитатель