Елена Денисенко
Образовательные возможности современного ребенка посредством изучения английского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребенок, как утверждают исследования, не такой, каким был его сверстник десятилетия назад. И это во многом понятно: изменилась жизнь, предметный и социальный мир нынешних дошкольников.
Основная сложность реализации новых стандартов и разработки современных образовательных программ – это, с одной стороны, удовлетворение насущных потребностей населения в образовательных услугах, а с другой – ориентация на идеальную модель человека будущего, представление о которой, безусловно, складывается из размышлений о прошлом и настоящем.
Публикация «Образовательные возможности современного ребенка посредством изучения английского языка» размещена в разделах
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания родителей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в дошкольных образовательных учреждениях.
Современный ребёнок-это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени, что нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Современный ребёнок-маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны, города, села. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своём настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов 20 века. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности - они с уверенностью смотрят в будущее.
Внутренние резервы современного ребё нка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современный ребёнок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он -носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.
Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьёй в кафе, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребёнок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребёнка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро проектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
У современных детей преобладает рефлекс свободы — они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний взрослых. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры.
Ребенок обладает :
• достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций;
• памятью, достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;
• мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и событиями;
• речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и направленности;
• исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий;
• сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как субъекту социальных отношений;
• внутренней позицией, которая в основном будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям.
Развитие ребенка, формируются в результате активного участия ребенка в самых разных видах деятельности (общении, игре, продуктивной и исследовательской деятельности, чтении книг (восприятие на слух) и др.).
Интеграция всех этих видов детской деятельности приводит к развитию ребенка.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Обучая английскому языку, преподаватель использует материал по разным тематикам и строит занятия, применяя разные виды деятельности. В ходе развивающей деятельности учитываются основные образовательные области для осуществления обучения современного ребенка- коммуникация, социализация, труд, чтение художественной литературы, здоровье и конечно познание. Таким образом, можно сказать, что при обучении английскому языку происходит интеграция многих образовательных областей.
9 интегративных качеств:
1. физически развитый, овладевший необходимыми гигиеническими навыками;
2. любознательный, активный;
3. эмоционально отзывчивый;
4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила;
6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе;
8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
9. овладевший необходимыми навыками и умениями.
Известно, что иностранный язык – универсальный предмет, способный обогатить дошкольное образование, а дети – дошколята обладают врождённой способностью к овладению языками. Популярность изучения английского языка растет из года в год. И все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста. Общеизвестно, что спрос рождает предложение. А так как спрос на изучение иностранного языка на рынке образовательных услуг велик, возникает проблема качественного языкового обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника, а именно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации – импритинга, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации.
Однако, практика показывает, что процесс обучения английскому языку дошкольников не принес еще должных результатов в силу разных причин, среди которых выделим следующие:
• Нерешенность организационных вопросов (нет преемственности между детским садом и школой. Во многих школах обучение языку начинается только со 2 класса);
• Отсутствие должного методического обеспечения (нет общепринятых теоретических положений, на которых должна основываться вся система обучения);
• Нехватка специально разработанных демонстрационных материалов;
• Высокие экономические затраты и низкий, неудовлетворяющий потребностям общения уровень усвоения иностранного языка детьми (дети не имеют возможности пользоваться языком как средством общения);
• Предлагаемые методики не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения;
• Педагоги недостаточно владеют знаниями о возрастных особенностях своих воспитанников.
Обучение детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Начиная работу с детьми, педагогу очень важно знать, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной, речевой и др.).
В условиях становления информационного общества владение английским языком помогает развиваться современному ребенку в разных областях. С помощью английского языка можно :
• Развивать память и кругозор
• Расширить области поиска информации
• Применять знания английского языка в повседневной жизни
Другими словами можно утверждать, что человек, не познавший себя, не открывший в себе собственного потенциала возможностей, заложенных в нем интеллектуальных, этических и эстетических талантов, не может полностью реализовываться, ему трудно найти свое призвание в жизни и добиться успеха в сфере социальных и профессиональных отношений. Именно поэтому изучение английского при правильной организации дает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха и уверенности в собственных силах.