Татьяна Скрягина
«Вода и лёд» образовательная ситуация с дошкольниками «Как дети ворону поили»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: Вода и лёд. "Как дети ворону поили"
Основные цели: Сформировать представление детей о состоянии воды при низкой температуре
Дидактические материалы: презентация "Голубая планета"
Оборудование: Проектор, экран, блюдце с водой, блюдце со льдом, механический термометр, игрушка Ворона, кормушка, корм для птиц
Публикация «„Вода и лёд“ образовательная ситуация с дошкольниками „Как дети ворону поили“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Краткая аннотация к работе: сценарий занятия построен в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – затруднение в ситуации. Условие для проведения занятия- время года: зима, когда на улице температура ниже нуля. Дошкольники подготовительной к школе группы выясняют, почему ворона не смогла напиться.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Мотивация и включение детей в деятельность.
Приветствие,
"Отгадывание загадок» :
А вы любите загадки?
1. Воспитатель загадывает детям загадки:
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный. (Снег)
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это- (Лёд.)
- Молодцы! Вы всё правильно угадали.
- А какое значение имеет вода для всего живого? (Дети отвечают).
- Правильно, без воды все живое погибнет.
-Посмотрите, за нашем окном сидит ворона. Давайте насыплем ей корма в кормушку и поставим блюдце с водой! (Насыпают корм и ставят воду в кормушку за окно).
Актуализация
Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового способа действия: актуализировать представления детей о воде на планете Земля.
Предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли.
Презентация "Планета Земля - голубая планета"
Посмотрите, как прекрасна наша планета Земля.
-Как вы думаете, почему её называют голубой планетой?
- На Земле 4 океана, 30 морей и очень много рек и озёр.
- Как вы думаете, а что на нашей планете обозначено белым цветом?
- Да, на нашей планете есть места, вечной мерзлоты, например Антарктида. Здесь снег хоть и выпадает редко, но из – за холода никогда полностью не тает. Поэтому его собралось в этих местах огромное количество.
- Вода отличает нашу планету от других. Вода – это чудо, вода – это источник энергии для всего живого.
Динамическая разминка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так словно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль
Все как один плывем, как дельфин
вышли на берег крутой
и отправились домой.
Затруднение в ситуации
- Создание затруднения: почему у вороны не получилось напиться?
- Формирование и закрепление у детей умения фиксации затруднения самостоятельно.
Беседа "Почему у вороны не получилось напиться?"
- Вот мы и дома!
-Посмотрите, ворона склевала корм, а вода в блюдце осталась. Как вы думаете, почему у вороны не получилось напиться? (вода в блюдце замёрзла)
«Открытие» нового знания (способа действия)
- Возникновение интереса к разрешению проблемной ситуации.
Этап 4
- Выбор метода решения, выдвижение и обоснование гипотез.
- Новый способ действий фиксируется в речи.
Беседа "Что стало с водой?"
- Что стало с водой? Почему?
- Чтобы точно ответить на этот вопрос проведем эксперимент.
Экспериментально - исследовательская деятельность
- У меня есть вот такой прибор, называется он механический термометр. С его помощью измеряют температуру.
-Предлагаю хорошо его изучить. Здесь есть шкала с цифрами. Они означают градусы температуры воздуха. Посередине шкалы цифра ноль. Шкала слева от нуля окрашена в синий цвет, что означает низкую температуру воздуха или мороз. Шкала справа окрашена в красный цвет и означает температуру выше нуля или тепло. Работа этого механического термометра основано на растягивании и сжатии пружины в зависимости от температуры. К пружине присоединена указательная стрелка,
- Проверим, какую температуру показывает термометр в группе? Смотрим на стрелку, он показывает значение 20 градусов по красной шкале.
Делаем вывод: в группе тепло.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать температуру за окном? (выставить термометр за окно и посмотреть значение, которое он покажет.)
Проводится эксперимент - наблюдение с термометром.
-Стрелка термометра повернулась и показывает температуру на синей шкале. Какой сделаем вывод? (на улице сейчас мороз).
- Что происходит с водой при низких температурах?
- Возьмем блюдце с водой и поместим его в группе. Что происходит?
- Что происходит со льдом при высоких температурах?
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
- Выполнение задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, свойства.
- Выполняются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее освоенными.
Беседа - обсуждение
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы напоить ворону?
Дети предлагают варианты. (Запустить в детский сад, дождаться тепла на улице, взять в клюв снег, от тепла клюва он растает и т. д.).
Осмысление
- Фиксирование детьми достижения «детской» цели.
- Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.
Как называют нашу планету Земля? (Голубая планета)
Почему у нас не получилось напоить ворону?
Какой же эксперимент помог нам разобраться в проблеме? Что мы выяснили?
А как же мы сможем напоить ворону?
Молодцы! В следующий раз мы узнаем ещё много нового и интересного. До свидания!
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
- Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э Технология «Ситуация» как инструмент формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. // Сб. «Актуальные проблемы дошкольного образования : становление, развитие, перспектива» // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования : становление, развитие, перспектива», Челябинск: РЕКПОЛ, 2012 – 416 стр.
- Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э. Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода. // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, М. : АПК и ППРО.
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М. : Ювента.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Цветной мир.
Эту образовательную ситуацию можно провести для детей разных возрастных групп для знакомства со свойствами воды. Она позволяет в игровой форме сформировать у дошкольников устойчивые представления об агрегатных состояниях воды в зависимости от температуры, единственное условие для проведения этого занятия - температура на улице ниже нуля.