Наталья Родионова
«Волшебница вода». Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 ГОРОДА БРОННИЦЫ»
Сценарий заседания учёного совета.
Образовательная область познание.
Тема: «Волшебница вода»
Заместитель заведующей по УВР
Трошина Е. Б.
Воспитатель: Родионова Н. А.
БРОННИЦЫ 2014 ГОД
Цели:
1. Образовательные.
- закрепить знания о воде: кому она нужна.
Публикация «„Волшебница вода“, Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- ознакомить с разными состояниями воды: прозрачность; вода- растворитель; не имеет формы;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов.
2. Воспитательные.
- развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
-отстаивать собственное мнение;
- прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающие.
- активизировать и обогащать словарь детей.
Задачи:
- уточнение представлений о сезонных явлениях в природе, о воде в природе и её превращениях;
-формирование представлений о превращениях воды в разные состояния- твёрдое, жидкое и парообразное; удивительные свойства воды и их значение;
-развитие наблюдательности; сравнивать, анализировать и делать выводы;
-воспитание чувства восхищения явлениями природы;
-воспитание уважительного отношения к воде как удивительному веществу.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий- экспериментирование с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «вода».
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал для занятий.
- глобус;
- прозрачные стаканчики;
- резиновая перчатка, стакан, пластмассовая бутылка, блюдце, пластмассовая банка, железная кружка.
-Вещества, которые мы будем растворять в воде: соль, сахар, рис, растительное масло, мука, гуашь;
- кусочки льда;
- вода;
-иллюстрации с изображением воды;
-показ слайдов;
- кипятильник;
-зеркало.
Ход заседания:
Педагог:
Доброе утро, уважаемые учёные! Я, магистр наук, рада приветствовать вас на заседании учёного совета. Сегодня в нашей группе много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории»
Начнём наше занятие. Ребята послушайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны (глобус).
Ребята, а что такое глобус? (Глобус- это модель земли).
Правильно дети глобус- это модель нашей планеты земля в уменьшенном виде.
А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).
Глобус показывает форму нашей планеты Земля. Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Дети: синий цвет – это вода : моря, океаны, реи, озёра.
Педагог: Кому в природе нужна вода?
Дети: Человеку, животным, деревьям…
Педагог: да, ребята. На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на земле. Сегодня мы с вами и поговорим о чудесных превращениях воды в природе. Нам предстоит прослушать сообщения о воде и её превращении. Я хочу напомнить вам правила заседаний учё ного совета: не забывайте внимательно слушать выступающего. Возможно вы захотите дополнить его ответ.
Педагог:
Итак, учёный нам расскажет о воде.
Учёный (ребёнок)1
Добрый день, уважаемые гости! Хочу начать с загадки:
С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда-
Руби хоть топором!
Нагрей её- и к небесам она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут её… (вода).
Педагог. Правильно ребята, это вода –одно из самых удивительных веществ на нашей планете.
Учёный 1.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без неё нам не прожить!
Вода- это жидкость, она не имеет собственной формы.
Сейчас мы это с вами и проверим. Для этого я приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию для проведения первого опыта.
Опыт №1.
У меня на подносе лежат разные предметы. Владик возьми резиновую перчатку, Даша возьми стакан, Ярослав возьми-пластмассовую бутылку, Полина возьми- блюдце, Паша возьми- пластмассовую банку, Вика- возьми железную кружку.
Педагог.
Я наливаю воду в ваши сосуды, какой формы вода?
Дети: как стакан, как перчатка…
Педагог: Да, ребята, у Владика вода приняла форму перчатки, у Даши форму стакана, у Ярослава – форму бутылки, у Полины- форму блюдца, у Паши форму пластмассовой банки, у Вики – форму кружки.
Почему вода приняла разные формы?
Дети: вода жидкая, текучая.
Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая, принимает форму того предмета, в который её наливают.
(Вывешиваю схему «вода не имеет форму»).
2 опыт «Вода прозрачная».
Перед вами стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку. А в каком нет? Почему?
Дети: Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке-нет, потому что оно не прозрачное.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Учё ный1: прейдё м к 3 опыту:
Ещё одно свойство воды- в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом.
Возьмите маленькие стаканчики и поставьте их перед собой. Содержимое стаканчиков у каждого из вас разное. Постарайтесь определить, что это за вещества? Их можно понюхать, попробовать на ощупь.
Паша В. : сахарный песок.
Ярослав: - соль.
Вика: мука.
Ника: масло растительное.
Полина: рисовая крупа.
Даша: гуашь красного цвета.
Педагог: Молодцы ребята. Правильно определили, какие вещества находятся на ваших столах.
Учё ный: Дети, возьмите ложку вашего вещества и растворите её в стакане воды. Что вы видите?
Паша В. – сахар растворился в воде.
Ярослав- соль растворилась в воде.
Вывод: Сахар и соль растворились в воде, вода при этом осталась прозрачной.
Вика. - мука растворилась в воде.
Учёный. Вывод: Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, после того как стаканчик с водой немного постоит, мука осядет на дно, но растворы продолжают оставаться мутными.
Даша. Гуашь красного цвета растворилась в воде и изменила её цвет. Вода стала красного цвета.
Вывод: некоторые вещества растворяются в воде быстро и при этом изменяют свой цвет.
Ника. Масло растительное не растворилось в воде, растекается плёнкой по поверхности.
Учёный. Вывод: масло не растворяется в воде, оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.
Полина. Рис не растворился в воде.
Учё ный: Вывод-рис не растворился воде, значит некоторые вещества растворяются в воде а некоторые не растворяются.
Педагог. (Вывешиваю схему «вода растворитель»).
Учёный возвращается к ребятам.
Педагог: А теперь давайте послушаем следующего учёного.
Учё ный 2:
Вода- удивительное вещество. Она превращается и может быть твёрдой, жидкой и парообразной. Её можно встретить везде и в разные времена года. Какая же бывает вода зимой? Это снег, лёд, иней на деревьях, морозные узоры на окнах, плывущие по небу облака.
Учёный. А теперь, давайте посмотрим, что такое лёд.
Опыт4 «Лёд- твёрдая вода».
На тарелочках лежит лёд на каждого ребёнка.
Учё ный: возьмите лёд в руки. Ребята, какой лёд на ощупь?
Дети: твёрдый, холодный.
Учёный – лёд холодный, а ладошки у вас какие?
Дети: тёплые.
Учё ный: Лёд холодный, ладошки тёплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в тёплых ладошках! Будем греть лёд!
Дети греют лёд в ладонях, появляется вода.
Учё ный: откуда взялась вода?
Дети: из льда. Лёд тает и превращается в воду.
Вывод: лёд -это тоже вода.
Учё ный2: Хорошо, проведём ещё один опыт.
Опыт№5 «Лёд- легче воды».
Мы с вами выяснили, что лёд- это тоже вода. А что будет со льдом, если его поместить в воду? (может он утонет, растворится или будет плавать).
Поместим лёд в стаканчики с водой. Что происходит со льдом? Он плавает. Значит, лёд легче воды, поэтому и не тонет.
Вывод: Лёд легче воды.
Педагог: Поблагодарим учёного за интересное выступление.
Ну а вы наверное немного устали. Выходите, немножко отдохнём.
Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки (наклон головы влево, вправо)
Покружиться мы не прочь (поворот вокруг себя)
Мы снежинки- балеринки (наклоны влево, вправо)
Мы танцуем день и ночь (приставной шаг влево, вправо)
Мы деревья побелили (подъём на носочках с подъёмом рук)
Землю бархатом укрыли (приседание с разведением рук)
И от стужи сберегли (возврат в исходное положение с разведением рук в стороны и во внутрь).
Педагог: Дети, мы немножко отдохнули и теперь можем приступить к работе.
А сейчас послушаем выступление ещё одного нашего коллеги.
Учё ный 3:
Вода бывает в разных состояниях: в твёрдом, в виде снега, льда; в жидком, в виде дождя, рек. А ещё вода умеет превращаться в пар, туман, облака.
Посмотрите на картинки с изображением пейзажей в различные времена года. Найдите воду. Кто узнает её? (дети находят воду в видоизменённом состоянии).
Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: когда её нагревают.
Учёный. А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: огонь, газ, элекронагреватели.
Учё ный: Вот я сегодня и принесла один из электропроборов. Это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.
Опыт№6 по превращению воды в пар. «пар- это тоже вода».
Педагог: вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: она кипит, булькает, бурлит.
Педагог: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети: Да, она очень горячая.
Педагог: Итак, Мы знаем, что вода может нагреваться, она может быть горячей.
Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но ещё остаётся горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно –это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду? А вы не знаете?
(Высказывания детей).
Педагог. Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это и проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? Оно запотело и появились капельки. (можно предложить детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода).
Вывод: Пар- это тоже вода, очень сильно нагретая.
Воспитатель. Дети мы сегодня проводили опыты. Что же мы увидели? В каком состоянии бывает вода? Вода бывает в жидком и в твердом состоянии. И вода бывает в газообразном состоянии (пар). Летом вода жидкая, зимой она замерзает, а весной она тает. Сегодня мы с вами на занятии увидели все три состояния воды. Ну что ж наша лаборатория Любознайки закрыта, до новых встреч!
Спасибо за внимание!