Любовь Михайлина
«Здравствуй, Зимушка — зима!» Конспект НОД в группе компенсирующей направленности детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое направление
Образовательная область «Познание»
Дисциплина. «Ребенок открывает мир природы»
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности детей 5 – 6 лет
Тема. «Здравствуй Зимушка – зима!»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Публикация «„Здравствуй, Зимушка — зима!“ Конспект НОД в группе компенсирующей направленности детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Коррекционно-развивающие цели. Познакомить детей с предметно-схематическими моделями зимы. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения, уметь отстаивать свою точку зрения.
Развивать речевую активность.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Вызвать эмоциональную отзывчивость при помощи художественных средств.
Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями. Познание (развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, физическая культура, социализация.
Словарная работа: вьюга, метель, буря, берлога, пруд, лиственное и хвойное (дерево)
Развивающая среда:
Демонстрационный: картины зимнего леса, следы на снегу, модель замерзшей реки, модель времен года - круговая диаграмма;
Раздаточный: снежинки, «фотоаппараты» - заместители, знаки-символы; Игрушка: собачка.
Методы и приемы:
Психогимнастика
Сюрпризный момент
Игровая мотивация
Работа с круговой диаграммой модель «Времена года», знаками-символами
Загадывание загадок
Рассматривание картин
Использование художественного слова, музыкального сопровождения
Проблемные вопросы
Игра «Чьи следы?»
Беседа
Динамическая пауза
Ход деятельности
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, давайте с вами поздороваемся. Психогимнастика.
Воспитатель. Ребята, а загадки вы отгадывать умеете? Ну, тогда слушайте.
Запорошили дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям принесла
И на санках подвезла.
О чем эта загадка?
Дети. О зиме.
Воспитатель. Верно, мы сегодня с вами поговорим о зиме, об изменениях в природе, которые происходят зимой.
Посмотрите, это волшебный круг, в котором живут времена года. Попробуйте угадать, в каком домике живет зима?
Дети. В белом.
Воспитатель. Верно, а почему вы так решили?
Дети. Зимой много снега.
/Тут в гости к детям приходит запорошенный щенок Тяпа. /
Воспитатель. Здравствуй Тяпа! Где ты был?
Тяпа. Я был в лесу. Там так интересно, так интересно.
Воспитатель. Расскажи ребятам, что же ты видел в лесу?
Тяпа. А я забыл. А давайте вместе сходим в лес и посмотрим.
Воспитатель. Тяпа ты такой холодный.
Ты, наверное, замерз. Тяпа ты посиди, погрейся. А мы с ребятами сходим в лес и все тебе расскажем. Ребята вы хотите попасть в зимний лес?
Дети. Да.
Воспитатель. Ну, тогда в путь.
Собирайтесь, ребята, в необычный поход.
Ждут нас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.
А чтобы мы не забыли, все, что видели, как Тяпа, что нам надо взять с собой?
(Предположения детей).
Воспитатель. Правильно, давайте возьмем с собой фотоаппараты. Ребята, закройте глазки, и послушайте музыку, она поможет нам попасть в зимний лес. /На фоне музыки читается стихотворение/.
Светло – пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною,
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
/Пока у детей закрыты глаза, разбрасать снежинки/.
Воспитатель. Ребята, откройте глаза. Как красиво вокруг, сколько нападало снежинок. Возьмите по две снежинки, посмотрите какие они красивые! Давайте покружимся как снежинки. / Дети кружатся под музыкальное сопровождение/.
Зима дружит с ветром, и когда ветер играет со снежинками, они кружатся, а когда бывает сильный ветер – подхватит много снежинок, и тогда начинается метель. Давайте, изобразим метель. А когда поднимется очень, очень сильный ветер, тогда поднимается, буря.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Ну, вот буря стихла, а наш снежный ковер не тает. Почему?
Дети. Зимой солнце светит, но не греет.
Воспитатель. Ребята, давайте сфотографируем этот красивый ковер. /Дети
фотографируют/
Воспитатель. Ребята идите скорее сюда. Посмотрите здесь чьи то следы. Как вы думаете, кто оставил эти следы?
Дети. / Белки и птицы/.
Воспитатель. Верно, это следы белки и птицы. А как вы догадались, что это следы белки? А вы знаете, какая птица здесь прошла?
Дети. / Версии детей/.
Воспитатель. Здесь прошла сорока. Она оставила не только следы лап, но и хвост отпечатался, так как он у нее длинный. Давайте сфотографируем эти следы.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь что-то под березкой есть. /Достаю рулон, в котором лежит записка: «Мы, лесные жители, обращаемся к путникам: «Помогите нам определить, чьи следы остались на поляне?»
ЗАДАНИЕ:
1) Определите, кто оставил следы на поляне, и проведите линию от животного к его следу
2) Чьи следы не могли оказаться на этой поляне (кошки, медведя и др.)
3) А чьих еще следов не может быть на зимней поляне?
Дети. Ежа, бурундука и других.
Воспитатель. Посмотрите-ка, ребята, здесь зима высыпала целый мешок снега. И что получилось?
Дети. Получился сугроб.
Воспитатель.
И на елке снег,
И под елкой снег.
И на горке снег,
И под горкой снег,
А под снегом спит медведь
Тише, тише не шуметь.
/Показать детям сугроб – /берлогу медведя/. Дети ее «фотографируют».
Воспитатель. А теперь пойдем дальше. Очень красиво в лесу:
Вот ели на опушке до небес верхушки. Ребята ель хвойное дерево или лиственное?
Дети. Хвойное
А вот березка белая вся в белом серебре. А березка, какое дерево?
Дети. Лиственное.
Дети «фотографируют» деревья.
Воспитатель. А теперь пойдем дальше.
/подвести детей к пруду/.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это такое? Что стало с водой?
Дети. Вода превратилась в лед.
Воспитатель. От чего вода замерзла?
Дети. Вода замерзла от мороза.
Воспитатель. Ребята, скажите, а какой лед?
Дети. Прозрачный…
Воспитатель. Верно, лед прозрачный и через него можно видеть. Что вы видите подо льдом?
Дети. Рыбок, водоросли.
Воспитатель. Верно рыбок, водоросли. А они живые? Да, они живые, вода не промерзает до дна, и они благополучно там зимуют, им тепло и уютно. Ребята, давайте «сфотографируем» пруд.
Ну вот, и закончилось наше путешествие нам пора возвращаться в детский сад и проявить свои «Фотоаппараты», там нас ждет Тяпа.
Дети закрывают глаза, звучит музыка.
Давайте сдадим свои фотоаппараты на проявку, получим фотографии и расскажем Тяпе, что мы видели в лесу.
/Дети получают условные обозначения с сезонными изменениями в природе, вывешивают свою картинку на мольберт и рассказывают о том, что видели в лесу/
Воспитатель. Подводит итог, рассказывая по знакам-символам о сезонных изменениях в природе.
Ребята вам понравилось путешествовать? А что вам больше всего понравилось?
Дети. Высказывания детей.
Воспитатель. Мне тоже понравилось с вами путешествовать, но, к сожалению, пора возвращаться в детский сад.