Елена Завалишина
Образовательная деятельность в подготовительной группе «Эхо нашей старины»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в подготовительной группе
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Веснянка» общеобразовательного вида
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития»
Образовательная деятельность в подготовительной группе
«Эхо нашей старины»
Воспитатель Завалишина Е. Ю.
Цель:
Формирование познавательно - речевого развития дошкольников с учетом интеграции образовательных областей.
Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной группе „Эхо нашей старины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Задачи:
Образовательные: обогатить и расширить представление детей о быте наших предков, способствовать развитию умения вести диалог, развитию речевого творчества, сравнивать предметы по их функциям, качествам; активизировать словарь за счет знакомства с новыми словами,
Развивающие: содействовать развитию умения слушать рассказчика, развивать воображение, представляя предмет в будущем;
Воспитательные: воспитывать интерес к истории Родины, малой Родины, воспитывать положительное отношение к миру, разным видам труда, способствовать восприятию и пониманию времен года.
Подготовительная работа: рассматривание предметов быта наших предков, составление рассказов, опираясь на мнемотаблицы, чтение русских народных сказок.
Материалы и оборудование: ИКТ, карточки предметов старины, карточки современных бытовых приборов, клеевые карандаши для каждого ребенка, разноцветные листочки, аппликация березы на ватмане.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
Ребята, сегодня к нам приехали гости. Как можно поприветствовать их?
Дети: словами: «Здравствуйте!», «Добрый день!», а можно сказать
«Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!» (Садимся)
Воспитатель: Ребята, скажите, а какое сейчас время года?
Дети: Осень. (Слайд 2 -картинка осени)
Задание: Назовите приметы осени, которые определяют время года.
1). День короче, а ночь длиннее; Тима К.
2). На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад. Вика Т.
3). Небо серое, хмурое; часто идут дожди; Артем Л.
4). Перелетные птицы улетают на юг; Маша Л.
5). Дикие звери делают запасы на зиму. Саша В.
6). Люди надевают демисезонную одежду; Аня О.
7). Собирают урожай овощей, фруктов и зерна; Сава В.
8). Осенние месяцы называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
Воспитатель: Назовите поговорки об осени, какие вы знаете
Дети:
-Красна весна цветами, а осень пирогами. Вика Д.
-Весна красна цветами, а осень снопами. Ангелина Г
-Осень - время собирать урожай. Аня О.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат. Вика Т.
- В ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель: ИГРА «Какой бывает осень» (игра с мячом)
Когда дождь – осень дождливая
Ветер - осень ветреная
Холодно – осень холодная
Пасмурно – осень пасмурная
Сыро – осень сырая
Солнечно – осень солнечная
Ясно – осень ясная
Хмуро – осень хмурая.
Воспитатель. Какое настроение бывает у человека в пасмурную погоду?
Дети. Грустное, печальное, тоскливое…
Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?
Дети. Грустит, скучает, хмурится, иногда плачет…
Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки.
Воспитатель:
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И работать мы начнем.
Воспитатель: В нашей группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?
Дети. Настроение доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…
Воспитатель:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Отчий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
-Ребята, а для вас, что такое Родина?
Ответы детей.
-То место, где мы родились и сейчас живём, как называется?
Дети: Малая Родина. Для нас с вами наша малая Родина- это село Красногвардейское.
Воспитатель. Вика Дутова прочтет отрывок из стихотворения нашей землячки Галины Гунько «Частица России»
Район Красногвардейский легендарный,
Тебя прославил храбростью народ.
Не зря нашу границу охраняет
Солдат с ружьем, уже который год.
Воспитатель. Назовите адрес нашего проживания в России.
Дети: Село Красногвардейское, Красногвардейский район, Ставропольский край, Россия (Слайд 3 –Красногвардейское)
-Итак, в каком крае мы живём. (Добиваться полных ответов)
-Главный город края? (Слайд 4- город Ставрополь)
Воспитатель. -А почему он назван именно так, я вам сейчас расскажу.
В переводе с греч. Ставрополь - город креста.
В сентябре 2000 год на Крепостной горе в честь основания города и наступления третьего тысячелетия установлен Каменный крест "Именной символ Ставрополя".
Современный Ставрополь по праву считается не только административным, но и крупнейшим промышленным, научно-образовательным и культурным центром Северного Кавказа.
Воспитатель:
Всем дорогая старина,
Как же нам мила она.
Деревянный дом с трубой
Мы зовем его …
Дети: Избой. Слайд №5
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами побываем в удивительном мире старины, узнаем много нового и интересного. Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: «Где мы с вами живем?»
Дети: Мы живем в квартирах, домах.
Воспитатель: Совершенно верно. А чем освещаются и отапливаются наши дома?
Дети: Электричеством и газом.
Воспитатель: А как раньше было? Слайд 6.
Дети: Чтобы людям было тепло - топили печь, а чтобы светло – зажигали свечи или керосиновую лампу.
Воспитатель: Верно. (Слайд 7). Печь занимала важное - центральное место в доме, для чего нужна была печь?
Дети: Она всех кормила, грела, сушила и лечила.
Воспитатель: А сейчас мы сравним печь с современной бытовой техникой.
(Слайд 8).Что вы видите на картинках. Из какого материала сделана печь? Из чего состоит печь? Чем ее топили? На чем мы готовим пищу в настоящее время? Из какого материала изготовлена газовая плита? Какие ее составные части?
Воспитатель: Игра «Классификация»
Посмотрите-ка, ребята, здесь вы видите различные предметы: современные и старинные. Вам нужно будет разделиться на две группы и разложить предметы из прошлого и настоящего.
(Дети выполняют предложенное задание).
Воспитатель: Молодцы. А теперь послушайте меня. Ни свет, ни заря, пошло согнувшись со двора. Что это?
Дети: Коромысло. (Слайд 9)
Воспитатель: Для чего его использовали?
Дети: Носили воду.
Воспитатель: Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь. Что это за предмет и для чего он нужен?
Дети: Веретено. Его используют для того, чтобы прясть пряжу. (Слайд 10)
Воспитатель: Молодцы. Послушайте еще загадку:
Стоит толстячок, подбочинивши бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. Что это?
Дети: Самовар. (Слайд 11)
Воспитатель: А где хранили раньше одежду?
Дети: Одежду хранили в сундуках. (Слайд 12)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Убери лишнее».
Слайд 13.
Посмотрите на экран скажите, что здесь лишнее и почему.
Дети: В первой табличке лишнее коромысло, потому что самовар, чугун и ложка-это посуда, а коромысло-это домашняя утварь.
(Слайд 14) Во второй табличке лишняя сковорода - она относится к посуде, и сделана из металла. Лавка, стол и сундук относятся к мебели, и изготовлены из дерева.
Воспитатель: Молодцы. В старину люди много работали. А чем занимались мужчины и женщины летом?
Дети: Работали в поле, ухаживали за домашними животными.
Воспитатель: А сейчас, ребятки мы с вами немножечко разомнемся.
Физкультминутка
Дружно сеем мы пшеницу, (взмахи руками в стороны)
Ей нужна теперь водица.
Дождик землю поливай, (сжимание-разжимание пальцев кистей рук)
Колос силу набирай. (Присели).
Колосок растет, растет, (медленно встают, взмахи руками вверх)
Хлеб к нам в дом на стол придет. (Руки выставить вперед).
Воспитатель: А скажите-ка мне, ребятки, чем занимались девушки и женщины длинными, зимними вечерами? Слайд 15.
Дети: Пряли, вязали.
Воспитатель: А что делали мужчины? Слайд 16
Дети: Вырезали из дерева игрушки, посуду.
Воспитатель: А какие пословицы о труде вы знаете?
Дети: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Маша Л.
Рабочие руки не знают скуки. Вика Т.
Любишь, есть калачи, не сиди на печи.
Воспитатель: В чем смысл последней пословицы?
Ответы детей.
Пословицы о хлебе:
Без хлеба - нет обеда. Саша В.
Хлеб-батюшка, вода-матушка. Сава В.
Много света - много хлеба.
Хлеба бери столько, сколько съешь. Тима К.
Хлеб всегда надо доедать. Андрей П.
Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать. Вика Д.
А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари нашего села. Много рук прикоснулись к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Стоит Алёнка:
платок зелёный,
Тонкий стан,
и белый сарафан.
(Береза) Слайд 17
Береза — основной житель российских лесов, распространена по всей территории Российской Федерации.
Давайте нарядим нашу березку в осенний наряд - красивый сарафан.
(Коллективная работа аппликация).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Теперь эта березка будет украшать нашу группу.
Что вы нового и интересного узнали? (ответы детей)