Ольга Соляр
«Экскурсия по малой Родине». Конспект НОД по гражданственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экскурсия по малой родине».
Программное содержание: Закреплять и расширять представление о России. Продолжать знакомить детей с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России. Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории Нефтекумского района.
Обогащать представления детей о малой родине (достопримечательности населенного пункта).
Формировать основы гражданственности и патриотизма.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Воспитывать уважительное отношение к нашей Родине - России, символам страны.
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Оборудование: матрешка, коробка, руль, Д/ и «Собери пазлы», национальные костюмы (русские, туркменские, даргинские, проектор, ТСО, угощение - бублики.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народный костюм», «Народные праздники».
Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, туркменские, дагестанские).
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.
Разучивание подвижных игр: «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н. и.) и др. Заучивание песен о России.
Словарная работа: символы России, народы России, малая Родина, костюм, страна, национальность, мир.
Ход НОД:
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина?».
(дети стоят полукгругом).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сегодня в нашем детском саду много гостей. Поприветствуем гостей.
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Воспитатель: Наше село многонационально, у нас проживают и туркмены, и русские, и ногайцы, и даргинцы.
Теперь давайте с вами послушаем, как здороваются эти народы по - разному на своем языке.
Русские при встрече говорят друг другу… - Здравствуйте. Очень рады видеть Вас у себя в гостях.
Даргинцы, приветствуют: АссаламАллейкум, гости дорогие, баракат и счастья мы вам желаем!
Туркмены, гостя приветствуют словами «Хошгелдиниз!» в переводе с туркменского на русский язык «Как мы рады вас видеть!
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина – страна, где он живет. Как называется наша страна? (Россия). Наша страна великая, сильная, красивая и самая большая в мире. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами ….? (россияне).
Воспитатель: Ребята, кто – то стучится, кто к нам в гости пришел, посмотрим?.
(Стук в дверь).
Воспитатель: Дети, кто пришел к нам в гости? (Матрешка).
Давайте поздороваемся.
Дети, матрешка нам принесла в коробке картинки, посмотрим? (Воспитатель достает картинки с изображением флага, герба).
Воспитатель: Дети, на нашем волшебном экране появилось изображение картинок. Назовите, что это? (Символы России).
Воспитатель: Дети, назовите символы России? (Герб, флаг, гимн).
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Воспитатель: А что же такое гимн? (Главная песня страны. Слушаем гимн стоя).
Воспитатель: Ребята, какие цвета у флага? (белый, синий, красный).
Воспитатель: - Что же за секреты хранят полосы нашего флага?
Ребенок: Три полоски флага — это неспроста:
Белая полоска — мир и чистота,
Синяя полоска — это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска — подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на герб. -Что изображено на гербе?
Герб – это эмблема государства.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, матрешка не знает, куда она пришла. Расскажем матрешке, где мы живем? (Да).
Воспитатель: Мы живем в России. Но для каждого человека ближе и роднее, то место, где он родился, ходил в детский сад, школу, работает и живет. Это его малая родина.
Воспитатель: Дети, как называется село, в котором мы живем?
(Ачикулак).
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Наше село – наша малая родина!
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю совершить экскурсию по нашему селу вместе с матрешкой. Но для того, чтобы мы отправились в путь нам нужно подружиться.
Игра «Ладошки».
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Всем ребятам дружное: Ура! (машут руками)
Воспитатель: Дети, на чем можно путешествовать? (Ответы детей).
А начнем мы путь на автобусе. (Закрепить с детьми правила поведения в автобусе). Прошу занять места. Автобус отправляется (ПЕСНЯ).
Воспитатель: Внимание! Мы прибыли к первой остановке «Друзья».
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие вы нарядные, какие у вас красивые костюмы, и костюмы разные. Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. У каждого народа свои народные традиции. У каждого народа свой язык.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в словесную игру. Я буду говорить предложение, а вы его должны продолжить.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
-У русских родной язык… (русский)
-У туркменов родной язык… (туркменский)
-У даргинцев родной язык… (даргинский) и т. д.
Воспитатель: И/у «Собирайтесь дети в круг».
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, с помощью рукопожатия, я передаю вам всю свою добро-ту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к …., от …. к, от … к …. и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Музыкальная пауза «Пусть будет мир!».
Пусть всегда будет солнце (Подняли руки вверх над головой)
Пусть всегда будет небо (Развели руки в стороны перед собой)
Пусть всегда будет море (Развести руки в стороны перед собой)
Пусть всегда буду я (Поднялись на носочки погладить себя)
Пусть всегда поют песни (Сделать наклоны головы в стороны.)
Пусть всегда будут танцы (Сделать присядку)
Пусть всегда будут птицы (Наклоны в стороны, отводя руки назад)
Пусть всегда будет мир (Хлопки над головой)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Матрешке нравится с нами путешествовать.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие на автобусе, прошу занять места. Автобус отправляется (ПЕСНЯ).
Воспитатель: Внимание! Мы прибыли к остановке «Достопримечательности».
Воспитатель: – Ребята, а где же достопримечательности нашего села? Где зна-комые нам здания и памятники? А чтобы вернуть их, нам нужно выполнить одно задание. Посмотрите, на столах фотографии зданий и памятников нашей малой родины, но они разрезаны на части, нужно правильно соединить все части фотографий и назвать, что изображено на фото, тогда они появятся на нашем волшебном экране.
Воспитатель: Матрешка посмотрит, как вы умеете играть дружно. (Появляются изображения достопримечательностей села после того как дети их назовут: башня, самолет, школа, дом Культуры, детский сад «Колосок»).
Воспитатель: - Ну что ребята мы отлично справились с заданием.
Воспитатель: - Ребята предлагаю показать как дружно мы с вами живем и поиграть в п/и «Воротики» обр. Р Рустамова.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия, нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места в автобусе и отправляемся в детский сад. (ПЕСНЯ)
Воспитатель: Внимание! Остановка под названием «Детский сад «Колосок».
Воспитатель: -Что вам понравилось в нашей экскурсии?
- Что вы узнали, что вам было интересно? Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, матрешке очень понравилось наша экскурсия. Она узнала, где мы живем, как мы отдыхаем, и играем. Для вас я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к малой родине. Я предлагаю каждому взять сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наше село.
Я начинаю: «Мое село какое? (красивое, цветущее, зеленое, молодое, родное, солнечное, праздничное, спортивное, уютное, лучшее, чистое, любимое, гостеприимное, замечательное, веселое, сверкающее, удивительное)
Воспитатель: Матрешка вас благодарит, за интересные игры, рассказы. И угощает вас баранками. Приятного вам чаепития. Спасибо.