Петренко Виктория Викторовна
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений «Королевство «Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 муниципального образования Усть-Лабинский район
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений «Королевство «Математики»»
Старше-подготовительная группа.
Разработал воспитатель
Насекина Юлия Валерьевна
2021г.
Публикация «Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений „Королевство „Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений «Королевство «Математики»»
Старше-подготовительная группа.
Цель: Развитие интеллектуальных и мыслительных способностей детей на основе дидактических игр.
Обучающие задачи: совершенствовать навыки количественного счета, закреплять умения называть числа в прямом порядке, последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой; решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять знания детей о составе числа из двух меньших. Закреплять умения понимать количественные отношения между числами; закреплять умение правильно ориентироваться в пространстве, воспринимать пространственные характеристики: справа, слева, впереди, позади, по центру.
Развивающие задачи: развивать у детей любознательность, интеллектуальные способности, повышать самооценку, развивать логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу, во время ответов не перебивать и не подсказывать.
Речевые задачи: Закреплять умение отвечать полным ответом.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: слева, справа, позади, впереди, больше, меньше, соседние числа, средний, крайний.
Задачи интегрируемых областей: расширять запас слов с противоположным значением (антонимов). Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать.
Виды деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Индивидуальная работа: закрепить с Миланой А. Счет от 0 до 10, совершенствовать у Артёма И. умение правильно использовать слова «стало», «осталось»; закрепить у Лены М. умение правильно называть соседей числа.
Материал к НОД
Для детей: карточки с цифрами от 0-10, карточки с домиками, счетный материал.
Для воспитателя: мяч, карточки с примерами.
Методические приемы:
1. Игровые: дидактическая игра «Определи свое место», игровая ситуация «Путешествие на летучем корабле», игра «Числа-соседи», игра с мячом «Скажи наоборот», игра-хоровод «Умный паровозик».
2. Словесные: загадки, задачи в стихах, вопросы к детям.
3. Практические: работа с числовыми карточками, домик с геометрическими фигурами, прямой счет.
Ход
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся.
И на место все вернемся,
Улыбнемся, подмигнем
И опять играть начнем.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Дидактическая игра «Определи свое место».
(Ребенок определяет и называет свое место по отношению к другим детям)
- Сегодня я приглашаю вас, отправится в Королевство «Математики». Как вы думаете на каком транспорте можно туда отправиться? (Ответы детей)
Я вам предлагаю другой вид транспорта, но чтобы узнать, на каком это транспортное средство летает по воздуху, с парусами бывает только в сказках. (Летучий корабль)
-Правильно, это летучий корабль, чтобы он взлетел нам нужно произнести волшебные слова:
В группе расставлены стулья для путешествия, воспитатель предлагает воспитанникам занять места в корабле.
Летучий корабль,
Отправляйся в полет.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
- Чтобы вы не заскучали, пока мы будем лететь, я загадаю вам загадки.
***
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг)
***
Вы подумайте, скажите…
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. (Прямоугольник)
***
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался милый друг?
Ну конечно, это …. *(Круг)
***
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла, три стороны,
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый ….*(Треугольник)
***
Я фигура-хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик-мой любимый брат,
Потому что я …*(квадрат)
***
Если взял бы я окружность
С двух сторон немножко сжал,
Отвечайте дети дружно-
Получился бы (овал)
***
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата-
Целый угол,верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (Треугольник)
***
Он и мячик и клубок,
И Луна, и колобок. (Шар).
- Молодцы, все загадки отгадали, и мы приземлились в Королевстве «Математики». Здесь живут цифры, числа, знаки, геометрические фигуры.
Они для вас приготовили интересные задания.
-Ребята, числа так долго готовились к встрече с вами, что перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им, ребята, найти свое место.
(Дети раскладывают карточки с цифрами от 0 до 10). И встают по порядку от 0 до 10.
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Числа-соседи».
- Я буду называть вам число, а вы будете называть соседей этого числа.
-Хорошо! И с этим заданием вы справились. Жители Королевства хотят узнать, умеете ли вы считать от 0- 10 .
(Прямой счет).
Игра с мячом «Скажи наоборот».
(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слова, обозначающие величину, а ребёнок называет противоположное).
Тяжёлый-легкий;
Горячий-холодный;
Длинный - короткий;
Большой - маленький;
Широкий – узкий;
Высокий – низкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
- Молодцы! Садитесь на свои места.
- Ребята, жители Королевства хотели узнать умеете ли вы решать задачи.
Будьте внимательны, вас ждут сложные задачки. (Показываем задачки на интерактивной доске) :
Хорошенько посмотри-
Есть две ручки на двери.
Двери можно посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будь прилежен.
Не зевай.
Сколько ручек?
Отвечай(10)
- Ребята, какое действие в этой задаче сложение или вычитание? (сложение).
***
Я беру карандаши.
Ты считай,
Но не спеши.
Вот смотри,
Не будь разиней:
Красный,
Чёрный,
Жёлтый,
Синий.
Отвечай-
В руке моей
Сколько всех карандашей(4)
- Ребята, какое действие в этой задаче сложение или вычитание? (сложение).
***
Внуку Шуре на обед
Дед вчера дал семь конфет,
Съел одну конфетку внук,
Сколько же осталось штук? (6)
- Ребята, какое действие в этой задаче сложение или вычитание? (вычитание).
***
У нашей кошки пять котят
В ловушке рядышком сидят,
А у соседской кошки три,
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять? (8)
- Ребята, какое действие в этой задаче сложение или вычитание? (сложение).
***
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят(2)
- Ребята, какое действие в этой задаче сложение или вычитание? (сложение).
***
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку ещё ёй купить,
Сколько их будет?
Ты можешь Сложить(2)
- Ребята, какое действие в этой задаче сложение или вычитание? (сложение).
***
- Молодцы! А теперь вот такая задачка
На столе лежало четыре яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе (4)
- Задачи вы решать умеете, а сможете ли вы разложить на столе числа от 1 до 10(2 команды)
- Давайте проверим!
Игра-хоровод «Умный паровозик» (физкультминутка)
Едет паровозик, цепляя вагоны (Дети идут по кругу, держась руками за плечи соседа.)
По ровненькой дорожке,
Он учится считать:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Вдруг он запнулся
И перевернулся, (Разворачиваются кругом.)
Забыл, что считал,
И начал сначала. (Игра повторяется.)
(Счет можно продолжить до 10.)
С неба бабочка спустилась,
Вместе с нами закружилась. (Кружатся.)
До пяти легко считать:
1,2,3,4,5.
Прилетела вдруг пчела,
В хоровод всех позвала
И счет обратный начала :
5,4,3,2,1 (10,9,8,7…_)
- Молодцы!
А теперь последнее задание. Перед вами лежат домики, я вам буду говорить геометрическую фигуру, а вы её ставите в нужном направлении (круг с права от окошка, квадрат вверху от окошка, треугольник снизу от окошка, прямоугольник слева от окошка). (Две команды).
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Мы выполнили все задания, что приготовили нам жители Королевства «Математики». А теперь я приглашаю вас на летучий корабль, чтобы совершить перелёт в наш детский сад. Присаживайтесь поудобнее, произнесем волшебные слова:
Летучий корабль,
Отправляйся в полет.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство «Математики». Вам понравилось путешествие?
- Какое задание было самым интересным?
- Самым трудным?
- Жители Королевства «Математики» передали вам подарок, посмотрите, что это? (Игры «Ориентировка по времени», «Назови сутки», «Живая неделя»).
Дети рассматривают, играют в игры.
Пояснительная записка.
Проблема обучения в современной жизни приобретает все большее значение. Поэтому обучение в детском саду направленно, прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучению начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, кратность, расчлененность,точность и логичность мысли,умение пользоваться символикой.
Занятие для детей старшей-подготовительной группы составлено с требованиями ФГОС. Представленный конспект является авторской разработкой построенный в соответствии познавательно-исследовательскими и общепедагогическими принципами.
Возраст детей старшей-подготовительной группы 5-6 лет, в группе по списку 14 детей,из них 5 мальчиков и 9 девочек. На занятии была поставлена цели и задачи: развитие интеллектуальных и мыслительных способностей детей на основе дидактических игр; развивать у детей любознательность, интеллектуальные способности, повышать самооценку, развивать логическое мышление, речь; совершенствовать навыки количественного счета, закреплять умения называть числа в прямом порядке, последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой; решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять знания детей о составе числа из двух меньших. Закреплять умения понимать количественные отношения между числами; закреплять умение правильно ориентироваться в пространстве, воспринимать пространственные характеристики: справа, слева, впереди, позади, по центру; воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу, во время ответов не перебивать и не подсказывать. Дети с поставленными целями и задачами справились. Принимали активное участие на занятиях.
На занятие по математике создавались условия для воспитания у детей личностных качеств, самостоятельности, активности, а также развитие работы в коллективе, развитие зрительно-пространственного восприятия,внимания,речи,мыслительной деятельности.